Опыты по изучению сопротивления воздуха полету круглых пуль и шаровых снарядов начали проводить еще в середине XVIII в. Во второй половине XIX в., в связи с переходом к нарезной артиллерии и к продолговатым снарядам длиной от двух до четырех калибров, были поставлены опыты по определению сопротивления воздуха снарядам новой формы. Первые опыты по определению и выбору наиболее выгодной формы головной части для продолговатой пули были проведены в России в 1895 г. и лишь спустя семнадцать лет (в 1912 г.) в Германии.
После войны 1914-1918 гг. армии большинства государств начали пользоваться снарядами, имеющими длину пять или около пяти калибров, с заостренной головной частью и с хвостовой в виде усеченного конуса. В связи с этим были поставлены опыты по изучению сопротивления воздуха снарядам этой формы.
В результате всех перечисленных опытов появлялись различные эмпирические формулы, выражающие зависимость сопротивления воздуха от скорости полета пули, снаряда. Эти формулы обычно называют законом сопротивления воздуха.
В Советской Армии опыты по изучению сопротивления воздуха пулям, состоящим на вооружении, проводил профессор Вентцель в 1932 г. и перед Великой Отечественной войной — Научно-исследовательский институт в городе Томске.
В 1943 г. кафедра внешней баллистики Артиллерийской академии в результате анализа результатов специальных стрельб разработала новый закон сопротивления воздуха для пуль и дальнобойных снарядов, состоящих на вооружении.
Сила сопротивления воздуха, подобно всякой силе, выражается в единицах массы — в килограммах. Например, сила сопротивления воздуха 7,62 мм тяжелой пуле, массой в 0,012 кг, обладающей в данный момент скоростью 700 м/с, равна 0,462 кг, т.е. сила сопротивления воздуха больше массы пули примерно в 39 раз; сила сопротивления воздуха 76 мм гранате массой в 6,5 кг, летящей с такой же скоростью, равна 52,14 кг, т.е. она больше массы гранаты в 8 раз.