С доисторических времен боевой опыт человечества развивался как неотъемлемая часть культуры. Постепенно боевые искусства становились особой сферой применения творческих способностей человека, его знаний о природе, практического опыта выживания. Умение сохранить свою жизнь и жизнь своих соплеменников, защититься от стихийных бедствий, от посягательства диких зверей или враждебно настроенных соседей — этот бесценный опыт, передаваясь из поколения в поколение, со временем становился достоянием семьи, клана или племени. Решающими качествами для защитника своего Рода были и остаются способность к тактическому и стратегическому мышлению, а также индивидуальное боевое мастерство. Поэтому, можно утверждать, что везде, где жил человек, развивались и боевые искусства. Возникновение огнестрельного оружия, развитие технических приспособлений дало человеку значительное преимущество в борьбе за выживание. Однако, не случайно замечено, что чем больше продвинута нация индустриально и технически, тем меньше остаются в ее памяти древние предания, знания народной медицины и национальные традиции военного мастерства. Разрушив непосредственную связь с природой, современный человек заглушил свои инстинкты и прежде всего инстинкт самосохранения; притупились органы чувств (слух, зрение, тактильное и пространственное восприятие). Напротив, там где люди живут в сложных (с точки зрения западной цивилизации) условиях и теснее взаимодействуют с природой — бережнее и скрупулезнее сохраняются фольклор, героические предания прошлого, самобытные формы науки выживания, боевые и оздоровительные системы. Возможно поэтому, различные виды искусств, философия, целительная практика Востока сегодня стали притягательны для западного человека.Наибольшего признания в западном мире добились мастера боевых искусств различных направлений. Однако безграмотное занятие восточными боевыми искусствами, в лучшем случае — бездарно потерянное время, а в худшем — грозит нежелательными последствиями для здоровья и психики.
О китайских, японских и корейских видах боевых искусств существует достаточно много литературы и учебных пособий. Малоизвестной, в этом смысле, до сих пор остается вьетнамская система. Боевое искусство вьетов (коренного населения Вьетнама), является неотъемлемой частью его культуры и имеет глубокие исторические традиции.
Сохранившиеся до наших дней образцы оружия периода Донгшон, говорят о высоком уровне боевого мастерства древних вьетов даже в незапамятные времена.
Лучшим доказательством жизненной силы этой цивилизации явилось то, что она не дала себя ассимилировать и в длительной борьбе, в конце концов, утвердилась, как национальная культура независимого государства. В последствии вьетнамская государственность не раз подвергалась суровым испытаниям со стороны многочисленных захватчиков. Вьетнам непрестанно противостоял угрозе нашествия северных феодалов. Военачальники Вьетнама были вынуждены заботиться о развитии и укреплении армии. Военнообязанным считалось все население страны. Достигшие совершеннолетия мужчины древнего государства подчинялись порядку "поочередной службы" в мирное время, а в случае войны все мужчины призывались в армию поголовно. Охрану короля и королевского дворца несла особая гвардия. Хроника повествует, что в 1009 г. в столице Вьетнама была основана академия боевого искусства —"Жанг Во Донг". Это военное учереждение воспитало известных военачальников, умелых и мужественных офицеров и солдат, которые трижды одерживали беспрецедентные победы над монгольской армией, подчинившей себе даже великий Китай. Победы над монгольскими ордами стали торжеством вьетнамского военного искусства. Сохранились рукописные свидетельства славных побед, в частности, две книги прославленного полководца той эпохи Чан Хынг Дао по военному искусству —"Посвящение в секреты Ванкиепа" и "Краткое изложение основ воинского искусства". И все же выдающиеся мыслители и стратеги Вьетнама стремились придерживаться принципа: "лучше завоевывать сердца, чем крепости". "Высшая праведность — обеспечить мир и дать счастье народу, святая забота воителей — искоренить насилие" — так писал Нгуен Чай, военачальник и герой освободительной войны вьетнамского народа против китайской династии Мин. Когда военная победа была уже обеспечена, Нгуен Чай уговорил своих соратников не поддаваться жажде мести и отпустить на родину плененное стотысячное китайское войско.
На протяжении более четырех тысячелетий существования государственности вьетнамский народ не раз сражался за свою независимость и сумел не только сохранить но и развить до уровня науки и искусства богатейший боевой и военный опыт. Боевое искусство Вьетнама на протяжении длительной истории завоевало право иметь свое неповторимое лицо. Вьетнамцы называют это искусство "во туат ко чуен зан ток вьетнам", или сокращенно —"во-вьетнам".
"Во-вьетнам" — это наука жизни, цель которой: долголетие, здоровье, высокая работоспособность, искусство защиты себя и своих близких от врагов, искусство выживания в экстремальных условиях. Это не только техника боя, но также и умение жить полноценной, счастливой жизнью — наука быть Человеком.
Техника "во-вьетнам" — многогранна и зависит от конкретных условий ее применения: рельефа местности, природных условий, характеристик противника, соотношения сил двух сторон и т.д. Наблюдая за природными явлениями, повадками диких животных, используя подручные предметы древние мастера "во-вьетнам" разработали приемы боевой техники с различными видами оружия, методы боя с привлечением животных (лошадей, слонов, буйволов, оленей, барсов и др.). Однако, при всем многообразии и высоких достоинствах оружия, использовании животных и других средств повышения эффективности боевых действий, в боевом искусстве "во-вьетнам" особое внимание уделяется совершенствованию естественного оружия человека — его тела. Методика тренировок направлена на то, чтобы каждую часть человеческого тела можно было бы применить в случае необходимости как грозное оружие.
Традиционный подход к изучению "во-вьетнам" предусматривает следование по пяти основным направлениям традиционных знаний: –"Нё"— свод этических и эстетических норм, приобщенный к национальной культуре.
–"Ли"— традиционная философия, законы которой являются базовыми для любой сферы человеческой деятельности.
–"И"— традиционная медицина вьетов, принципы которой строятся на общей базе с боевым искусством.
–"Сё"— учение о человеческой судьбе, пути жизни, познание явлений окружающего мира и влияние их на жизнь человека.
–"Во"— непосредственное изучение боевой техники.
Боевая техника "во", традиционно для восточных систем, развивается по направлениям мужского —"зыонг" и женского —"ам" начал. Проявление энергии "зыонг" (китайский аналог "янь") в боевой технике отражается принцыпом "во-лык". Он характеризуется применением грубой физической силы, а также большой отдачей и выбросом энергии.
Принцип "ву-туат", соответствующий проявлениям энергии "ам" (китайский аналог "инь") отличается мягкой, гибкой, изящной техникой, по красоте сравнимой с танцем. Накопление внутренней энергии в процессе занятий открывает огромный боевой потенциал. Овладение техникой, отвечающей принципу "ву-туат", позволяет вступать в единоборство с противником значительно превосходящим по физическим данным. Такая работа требует высокого уровня технического исполнения, опыта и самообладания. Еще большего совершенства требует мастерство ухода от агрессивных действий противника. Владеющий этим искусством становится "обтекаем", и соперник как бы проваливается в пустоту при попытке нанести сокрушительный удар.
В боевом искусстве "во-вьетнам" различаются понятия: "нгоай конг" — мастерство внешней работы и "ной конг" — мастерство внутренней работы. Конечно, в современном мире наиболее популярно то, что можно увидеть воочию, поэтому виды боевых искусств, характеризующиеся амплитудными движениями выглядят более эффектно. О чудесах мастеров "нгоай конг" распространены лишь слухи и легенды. Что это такое, на самом деле, мало кто представляет. Наиболее тонкие понятия мастерства предполагают легкую, практически невесомую технику "кхинь конг", когда под ногами мастера, как говорят —"не мнется трава, не остается следов на снегу".
Известен также в боевом искусстве Вьетнама трудоемкий, требующий больших затрат времени и упорства, но очень действенный метод "промывания костей" —"сук кот конг", в котором достигается умение держать удары соперника, эффект так называемой "железной рубашки". Однако выше всех перечисленных техник ценится умение защиты на психологическом уровне, когда боец побеждает не сражаясь: без травм и пролития крови.
В традициях вьетнамского боевого искусства нет места амбициям, превосходству, ненависти к человеку, низменным страстям и невежеству в обращении с природой и окружающим миром. Любая древняя школа боевого искусства — это школа выживания, которая учит человека бережно относиться к собственному здоровью, уважать самый ценный дар природы — жизнь и равные права каждого. Выжить самому — это не значит жить лучше за счет другого.
Вьетнам — страна, в которой живут и остаются до сих пор неизменными многие традиционные обычаи и нравы, поколениями передающие практический опыт и знания семейных школ боевого искусства от поколения к поколению. Одна из носительниц древних знаний —"Школа Цветов" стиля "Золотой Лотос". Философия школы предполагает применение активных боевых действий только в случае самообороны и направлена в помощь тем, кто ищет свое место в жизни. Такая установка помогает открыть человеческую душу, сохранить энергию созидания для полноценной творческой жизни. Сокровенные знания школы, передающиеся ее последователям через образы притч, пословиц, мифов и сказок, составляют целую систему законов и принципов. Аромат цветов лотоса и цветущего абрикоса, дыхание жизни, льющаяся музыка природы составляют содержание базовых движений и стоек стиля "Золотой Лотос", сочетание которых укрепляет тело, несет просветление сознанию и возвышает дух.