В свое время идея создания мощного патрона кольцевого воспламенения (или, как называли его раньше — бокового огня) будоражила умы изобретателей по причине технологичности изготовления гильзы. Кроме этого, такая конструкция позволяла в случае осечки использовать патрон повторно, — для этого достаточно было его чуть-чуть повернуть в патроннике. В 1856 году удачную конструкцию такого патрона создал Берингер. Патрон использовался в боевом, охотничьем и спортивном оружии, но оказалось, что такая конструкция гильзы при сильном заряде подвержена разрушению. По периметру ранта после выстрела появлялись трещины, ведь в этом месте из-за конструкции гильзы ее нельзя было сделать более прочной. Но эти особенности мощных крупнокалиберных боеприпасов с рантовой гильзой оказались не характерны для малокалиберных патронов малой мощности. Поэтому конструкция патрона, удачно придуманного Флобером более 150 лет назад, дошла почти без изменений до наших дней и широко используется в патронах калибра 5,6 мм кольцевого воспламенения, а также в некоторых вариантах патронов иных калибров.
Но обо всем по порядку…
Ударный состав
В середине XIX века ружья с кремневыми замками морально устарели. На арену выступало оружие с более совершенным воспламенительным устройством — ударно-капсюльным замком, который начал внедряться в 1830-х гг. Новая эра в развитии огнестрельного оружия тесно связана с изобретением инициирующих взрывчатых веществ. Главнейшее из них — гремучая ртуть.
Если верить упоминаниям известного немецкого алхимика Иоганна Кункеля, то гремучая ртуть, по-видимому, была получена еще в XVII столетии. Тем не менее, официально честь открытия гремучей ртути принадлежит английскому химику Эдварду Говарду. В 1800 г. Говард впервые получил и тщательно исследовал гремучую ртуть. Он пришел к этому открытию благодаря тому, что водород в то время считали базой соляной кислоты. Он взял спирт (вещество, богатое водородом) и азотную кислоту (богатую кислородом), растворил красную окись ртути в азотной кислоте, а затем влил раствор в спирт. Через несколько минут почувствовался характерный запах и появился густой белый дым. Из раствора выпал кристаллический осадок. Говард решил, что в процессе взаимодействия спирта и азотной кислоты образовалась соляная кислота, которая прореагировала с окисью ртути с образованием хлорной ртути. Он отфильтровал осадок, промыл, высушил его, а затем на сухой продукт подействовал крепкой серной кислотой — произошел взрыв. Опыт был Говардом повторен, получился тот же результат.
Говард подверг полученную гремучую ртуть тщательному исследованию, при этом он затронул ряд важных вопросов, касающихся получения и свойств этого нового соединения. Он также установил оптимальные соотношения между ртутью, азотной кислотой и спиртом, которые необходимо соблюдать при приготовлении гремучей ртути. В своей работе он подчеркнул, что при получении гремучей ртути нужно вливать в спирт раствор ртути в азотной кислоте, а не наоборот.