Главная / 2014 / Оружие и охота №10

Ружья мастера Лебеды

Оружейная классика

Эта публикация открывает цикл статей о ружьях из коллекции находящейся в Музее техники Вячеслава Александровича Богуслаева г. Запорожье.
Среди экспонатов коллекции охотничьих ружей Музея техники В. А. Богуслаева имеются много образцов известных фирм — производителей и мастеров таких ведущих стран как Англия, Бельгия, Германия, Чехия, которые с давних пор развивают собственные оружейные школы.

Ружья мастера Лебеды

Производство охотничьего оружия в Чехии имеет глубокие традиции. Уже в первой половине XVI веке в Праге существовал цех, в который наряду с часовщиками, слесарями, токарями входили и оружейники. В художественных мастерских при дворе императора Рудольфа II (1576-1612 гг.) работали ведущие европейские мастера оружейного дела. Продукция пражских мастеров определила лицо оружейного искусства всей страны.

Чешское оружейное дело впитало в себя три основных направления развития европейского оружейного производства: немецкое, французское и итальянское. Здесь создавались произведения, которые можно поставить в ряд с наиболее значительными памятниками оружейного искусства.

После наполеоновских войн оружейное производство в Европе находилось в кризисе. В прошлое ушли пышные декоративные элементы барочного стиля характерные для конца ХVIII века, дизайн оружия становится более строгим. Трудности переживали и чешские оружейники, многие заказчики предпочитали приобретать оружие в Англии, Франции или Германии. В таких условиях приступил к самостоятельной работе молодой мастер Антонин Винцент Лебеда.

Антонин Винцент Лебеда старший, оружейный мастер и изобретатель (1.5.1797-2.7.1857) Родился в местечке Черношице близ Праги в крестьянской семье. Изучал оружейное дело в Праге, с 1813 года в качестве подмастерья долгое время работал у известного венского мастера Йозефа Контринера. В 1820 году вернулся в Прагу и через два года после сдачи экзамена на звание мастера вступил во владение освободившейся мастерской оружейника Матея Брандейса. Несмотря на жесткую конкуренцию, ему удалось утвердиться за счет качества своей работы; поскольку после окончания наполеоновских войн дворянство стало проявлять повышенный интерес к охоте, а горожане — к спортивной стрельбе и вырос спрос на дорогие, оснащенные всеми техническими новшествами экземпляры, на которых впоследствии и специализировался Лебеда. Особенно ценились двуствольные нарезные охотничьи ружья со стволами для пуль или дроби, расположенными один над другим, а также капсюльные пистолеты, позднее использовавшие патроны с металлической гильзой. Зачастую пистолеты поставлялись в элитном исполнении и в футляре с принадлежностями.