Кавалер Ордена Железной короны III ст., ставший дворянином и пожизненным членом австрийского парламента, автор более 150 изобретений в оружейной области — Фердинанд Риттер фон Маннлихер
Новые веяния
Оружейная механика в конце XIX века достигла пика своего развития. Именно тогда появились основные технические решения, которые практически без изменений использовались в течение последующих ста лет. Как ни удивительно, но это касается и самозарядного оружия. Если не вдаваться в технические подробности, то можно выделить три основных принципа работы оружейной автоматики: за счет отвода части пороховых газов из канала ствола, за счет отката ствола и, наконец, за счет отката затвора. Считается, что первым кто придумал, как использовать принцип №1, был Генри Бессемер, в 1854 г. получивший британский патент на соответствующую конструкцию. Впрочем, свое имя изобретатель обессмертил не этим, а два года спустя, когда им был запатентован процесс производства стали, известный сегодня как «бессемеровский». Принципы №2 и №3 приписывают Мартину Регулу Пилону, мексиканскому предпринимателю с американским паспортом, жившему в Бельгии. 23 августа 1863 г. он получил британский патент №1911 «Improvements in the manufacture and construction of fire arms, and in the means of loading the same». Идеи Бессемера и Пилона существенно опередили свое время, поэтому остались только на бумаге.
Во время разработки магазинного оружия уже были известны первые образцы автоматических винтовок, скорострельность которых достигала 20-25 выстрелов в минуту. В то время появились также первые образцы пулеметов и производились испытания различных образцом автоматических пистолетов. Однако потребовалось немало времени на усовершенствование этого оружия и на освоение всех тех новых идей, которые были выдвинуты достижениями техники, пока в 1883 г. изобретатель-самоучка Хайрем Стивенс Максим не изготовил первую действующую модель самозарядной винтовки, усовершенствовав стандартный Winchester M1873. Он присоединил к скобе Генри пружинный механизм, встроенный в приклад и работавший за счет отдачи оружия.
В Австро-Венгерской империи подход к оснащению вооруженных сил имел свои особенности. Военная элита страны и ее оборонная промышленность формировались, в основном, на этнически немецкой основе, в то время как весьма значительная часть рядового состава армии формировалась за счет венгерских и славянских призывников, зачастую малограмотных. Командным языком в армии был немецкий, хотя в системе вооруженных сил существовали венгерские, чешские, польские, сербохорватские, румынские, словацкие и словенские полки. Чтобы немецкий офицер имел возможность при необходимости как-то донести до сознания солдата-славянина свой приказ, последнего обязывали выучить армейский словарный минимум, состоявший из 80 слов на немецком языке.
Слабая образованность призывников и почти полное отсутствие у них технических знаний вынуждало австрийское командование вооружать бойцов технологически простым, несложным в эксплуатации и ремонте оружием, каковым стали для них магазинные винтовки Маннлихера — М1886, М1888 и М1895 гг.
Тем не менее, в 1905 г. австро-венгерское военное ведомство начало сравнительные испытания закупленного в Великобритании пулемета «Виккерс-Максим», адаптированного под штатный австрийский патрон 8х50R, и нового пулемета недавно запатентованной конструкции Андреаса Вильгельма Шварцлозе.
А. Шварцлозе некоторое время служил инженером в оружейно-ремонтных мастерских армии Австро-Венгрии, затем стажировался на оружейных заводах Зуля в Германии. Совмещение немецкой технической мысли со знанием специфики эксплуатации стрелковой техники в подразделениях австро-венгерской армии обеспечило отличный результат: Шварцлозе создал оригинальную конструкцию