Украинском центре подготовки, переподготовки и повышению квалификации работников лесного хозяйства («Укрцентркадриліс») 7 июля 2015 года под Киевом, в Боярке, состоялся круглый стол. Среди его участников были представители Экологической комиссии Верховной Рады, руководители отрасли, директора охотхозяйств (как государственных, так и коммерческих), научные работники и преподаватели высших учебных заведений, чьи производственные и научные интересы связаны непосредственно с охотничьей отраслью страны и подготовкой для нее специалистов. Это мероприятие проводилось с целью обсуждения и доработки Модели развития охотничьего хозяйства Украины. Собравшиеся должны были обговорить предложения для внесения изменений в основные нормативно-правовые акты, регулирующих в настоящее время все связанное с этим направлением экономики страны. Присутствующим Модель развития представили консультанты программы FLEG II, которая действует в Украине с 2014 года.
FLEG II — программа «Правозастосування та управління в лісовому секторі Східного регіону дії Європейського інструменту сусідства і партнерства — 2». Ее целью является обеспечение стабильности в сфере управления, использования и сохранения лесов, повышению их роли в адаптации и смягчении изменений климата региона. Она должна обеспечить сохранение экосистем, биологическое многообразие, а также способствовать стабильному жизнеобеспечению, повышению благосостояния местного населения, и обеспечить увеличение поступлений в национальную экономику страны в целом. Эта программа охватывает и комплекс вопросов, касающихся и охотничьего хозяйства страны. Так на сегодняшнем уровне охоты она у нас неразрывно связана с лесной отраслью экономики. Финансирование программы осуществляет ЕС и внедряется она Европейским банком в партнерстве МСОП и WWF.
Те, кто серьезно увлечен охотой, прекрасно знают, как далеко отстало охотничье хозяйство Украины от культуры и уровня охоты у наших ближайших западных соседей, даже бывших тесных партнеров по канувшему в Лету СЭВ. Насколько меньше в наших угодьях дичи, чем у них, в десятки, а то и в сотни раз, мы добываем меньше трофеев, не смотря на то, что природные условия нашей страны позволяют добиться намного лучшего, и по этим показателям даже их опередить. Причин такого состояния дел в нашей охоте предостаточно. Не упоминая все, отметим, что среди них это и отсутствие государственно органа охраны дикой природы и контроля соблюдения действующих законов, неправильное ведение работы пользователями охотугодий, несовершенство нормативно-законодательных актов, и как следствие всего этого безнаказанный разгул браконьерства, то есть незаконное, неконтролируемое добывание представителей дикой фауны.
Но, похоже, лед тронулся. Уже в мае месяце текущего года консультанты «FLEG II» совместно с Государственным агентством по контролю лесных ресурсов Украины провели в Львовском Национальном лесотехническом университете первую профессиональную встречу. Ее целью было объединие экспертов, работников сферы охотничьего хозяйства, другие заинтересованные стороны для рассмотрения и обсуждения опыта охотничьих отраслей развитых европейских стран, и подготовки моделей программы реорганизации охотничьего хозяйства Украины, которые можно применять у нас. И вместе с тем наметить пути их реализации. На львовской встрече было одобрено приоритетное направление преобразования охотничьего хозяйства с целью повышения его роли в экономике страны. В созданную там рабочую группу вошли представители Государственного агентства по контролю лесных ресурсов Украины, представители производственного и научного секторов охотничьей отрасли, консультантов и экспертов FLEG II. Рабочая группа подготовила соответствующий документ.
Заседание круглого стола 7 июля в Боярке вступительным словом открыл эксперт WWF-DCP, координатор мероприятий программы «ENPI East FLEG II» от WWF в Украине Дмитрий Карабчук. Консультант второго года (2015-го) программы FLEG II Н.А.Мироненко в своем докладе изложил причины и необходимость реформирования охотничьего хозяйства страны, правовое регулирование отношений, организации и ведения охотничьего хозяйства в отрасли, цель и задачи программы реформирования охотничьего хозяйства страны, структурную модель управления охотничьего хозяйства. В докладе, кроме этого, Мироненко поднял весь комплекс вопросов улучшения работы отрасли и охотничьих хозяйств, как субъектов производственной деятельности, не упустив при этом и необходимость повышения охотничьей культуры, на базе сохранения традиций, развитие охотничьего туризма.
Обговаривая поднятую тему, свое мнение и предложения, которые необходимо учесть при изменении норматьивно-законодательных актов, высказали: заместитель начальника управления охотничьего хозяйства и охоты Государственного агентства лесных ресурсов Украины — И. Шеремет, ведущий специалист отдела охотничьего хозяйства управления лесного и охотничьего хозяйства Ивано-Франковской области — О. Процив. К ним присоединились доцент кафедры лесоводства Национального лесотехнического университета Украины — И. Делеган, заместитель начальника кафедры ихтиологии Запорожского Национального университета — В. Вовченко. Председатель республиканского совета УООР — Н. Шуляр.
Во второй половине дня Н.А Мироненко представил первоочередные изменения, которые необходимо внести в действующий Закон Украины «Про мисливське господарство і полювання».
Вопросы предложения, поднятые на заседании круглого стола, обсуждались в напряженной рабочей обстановке и довольно активно, так как собравшиеся здесь, являются специалистами высокого уровня, отдавшими не один десяток лет делу своей жизни. Они прекрасно видят и понимают все недостатки организации, отношений между субъектами и ведения работ в охотничьем хозяйстве Украины, несостоятельность многих действующих в настоящее время нормативных и законодательных актов, поэтому каждый имеет свое видение пути реорганизации. Многие из них имели возможность наглядно познакомиться с положением дел в охотхозяйственной сфере наших ближайших западных соседей — Венгрии, Польше и Словакии. В своих четких, емких и содержательных выступлениях они не упускали даже незначительные мелочи, без которых вся структура дела охоты в стране может стать несовершенной.
Итог всем дебатам подвел директор Степового филиала им. Виноградова УкрНИИЛХА — И. Шейгас. Он отметил, что доработанные согласно предложениям, высказанным присутствующими специалистами, документы смогут выйти на следующий уровень и стать проектами нормативно-законодательных актов, которые будут начало больших изменений в охотничьей отрасли страны. Это отразила и резолюция, принятая участниками круглого стола, в которой сказано следующее:
«Розглянувши і обговоривши проект Моделі реформування та розвитку мисливського господарства України (Модель) та проект Закону України «Про внесення змін і доповнень до Закону України «Про мисливське господарство та полювання» (Проект), розроблені в рамках програми FLEG II «Право застосування та управління в лісовому секторі досвіду країн східного регіону дії Європейського сусідства і партнерства — ІІ» і на основі досвіду ведення мисливського господарства в деяких країнах ЄС (Польща, Словаччина, Угорщина) та вітчизняного законодавства, традицій і практики мисливства та полювання, учасники круглого столу констатують:
1. В запропонованих Моделі і Проекті в цілому враховані пропозиції щодо вирішення проблем державного регулювання, правозастосування та підвищення ефективності ведення мисливського господарства, викладені в резолюції учасників першого круглого столу (м. Львів).
2. Врахувати пропозиції учасників засіданні другого круглого столу (м. Боярка) при доопрацюванні Моделі і Порядку.
3. Ініціювати подання Проекту до Верховної Ради України, як законопроекту, для розгляду і прийняття рішення в установленому порядку».
Специалистам лесной отрасли, линейным работникам охотничьих хозяйств, как и охотникам-любителям, которые стремятся не только добыть трофей, а возродить старые народные традиции и поднять уровень культуры нашей охоты, улучшить отношение к природе, окружающей нас, остается только включиться в работу по поддержке этой программы. Простое ожидание улучшений без активного участия в работе по ее реализации не даст желаемых результатов.