Пуля гладкоствольного боеприпаса от момента создания огнестрельного оружия и до наших дней остается востребованным снарядом, которым и сейчас широко пользуются охотники, спортсмены, а также подразделения силовых структур. Но мы поведем разговор об охотничьих пулях, предназначенных исключительно для гладких стволов. Их эволюция с целью повышения точности поражения цели на более дальней дистанции, которая заключается в совершенствовании конструкции пули, компоновки пулевого боеприпаса, будет продолжаться на всем протяжении существования гладкоствольного огнестрельного оружия.
С самого начала появления огнестрельного оружия использовали сферическую (круглую или шарообразную пулю). Затем пытались оснастить ее стабилизатором из стального стержня или отрезка шпагата. Использовали и круглую пулю меньшего диаметра, чем калибр канала ствола, завернув ее в промасленные тряпочку или кусочек кожи. Получалась подкалиберная пуля со стабилизатором. Позднее стали использовали цилиндрическую пулю, которая имела вес больший, чем сферическая, что помогало наносить более серьезный ущерб цели. Эту пулю называли жеребий. Она имела популярность, так как изготавливать ее было легче, чем сферическую пулю. Затем у жеребия появилась конусная носовая часть (пуля Ньютона). Казачий оружейник Собко с помощью простого гвоздя прикрепил к жеребию деревянный хвостовик, теперь носящий название стабилизатор. Все эти новшества, вносимые в конструкцию пули для гладких стволов, пусть незначительно, но все же улучшали ее стабилизацию в движении по траектории, пуля летела устойчивее, не покидая заданной траектории, и точнее поражала цель.
К середине ХІХ века были разработаны надежные казнозарядные системы нарезного оружия, но перевооружить армии за короткий срок не представлялось возможным, это было связано и с большой стоимостью огромных партий оружия, и с невысокими возможностями производственной базы. Поэтому некоторое время продолжали использовать оружие старых гладкоствольных образцов. Одним из путей повышения боевых качеств этого старого оружия, было усовершенствование пуль, применяемых для стрельбы из него. Одной из таких новых пуль была разработка француза Нейслера, которая представляла собой пулю колпачкового типа с округленной головной частью. Пуля Нейслера помогла значительно увеличить дальность и кучность боя оружия с гладким стволом. Французские войска использовали ее во время Крымской войны при осаде Севастополя, где и сейчас иногда находят экземпляры этих пуль.
Пользовались в ХІХ веке и подкалиберной сферической пулей, заключенной в деревянный цилиндрический контейнер. Так что у современных подкалиберных пуль существуют старшие родственницы, без которых, возможно, развитие пуль проходило бы несколько иначе.
Большое значение в создании новых моделей и конструкций пуль играла возможность применения разных материалов, которые использовали в конструкциях свих моделей авторы пуль. Совместно со свинцом использовали дерево, войлок, сталь. Широко завоевавшие свое место в промышленном производстве ХХ века технологии пластмасс, помогли внести много нового в конструкции пуль, значительно улучшив дальность и точность прицельного выстрела пулей из гладкого ствола. Этот материал был основой заметного скачка вперед в решении конструкций пуль для гладких стволов. Использование пластмасс, особенно полиэтилена высокого давления, смогло значительно повысить баллистические характеристики пуль для гладких стволов. Но нельзя отрицать положительного влияния на повышение баллистических характеристик гладкоствольных пуль и применения для их изготовления современных прецизионных технологий обработки материалов, использование твердых свинцовых сплавов. Примером этому может служить разработка удачной подкалиберной пули инженеров Келли и Мак-Элвина, сотрудников компании Ballistic Research Industries (BRI). Их пуля появилась в 1968 году в США, и получила название BRI-Sabot. Ее свинцовый корпус с облегченной хвостовой частью в средней части имеет сужение. Корпус пули помещен в пластмассовый цилиндрический контейнер, состоящий из двух половинок. При выходе из ствола, под напором набегающих потоков воздуха, контейнер раскрывается, освобождая пулю. Чуть позже что-то подобное попытались выпускать в СССР на Кировском заводе охотничьего и рыболовного снаряжения (КЗОРС) Росохотрыболовсоюза. Российскую пулю назвали «Кировчанка». Но, видимо, многое не учли разработчики завода, а главное, применили свинцовый сплав не того состава, более мягкий, чем требовалось. Пуля деформировалась в самом начале развития выстрела, еще в стволе (находясь в контейнере), и не смогла обеспечить необходимого уровня по точности поражения цели. У охотников она не пользовалась популярностью.
В СССР охотников любителей не допускали до широкого использования в их охотах нарезного оружия. Это вызывало необходимость создания пуль для гладких стволов с высокой точностью поражения цели. Над этим работали не только профессионалы оружейного дела, но и охотники любители, можно сказать с уверенностью, на всей территории СССР. Среди них были и талантливые люди, модели пуль которых довольно интересны по конструкции и имели не сложные технологии изготовления. Некоторые из них, получив признание охотников, выпускались на предприятиях серийно. К таким пулям можно отнести разработки Горбантса («Диаболо»), Рубейкина (пуля катушечного типа) и др.
Год 1986 является знаковым в промышленном производстве пуль для гладких стволов. Тогда в серийной продукции КЗОРС, поставляемой в торговую сеть, появилась совершенно новая подкалиберная пуля. Ее новизна заключалась не только в форме, но и в конструкции, что касалось и головной свинцовой части, и стабилизатора, который одновременно являлся пыжом. Она заметно отличается от американской пули Келли — Мак Элвина, но по своим баллистическим данным даже превосходит ее. На нижней стороне пыжа-стабилизатора была устроена обтюрирующая юбка, снижающая прорыв пороховых газов при движении пули по патроннику и каналу ствола. Такое решение упростило до минимума снаряжение пулевого патрона этой пулей, а, благодаря своим высоким баллистическим качествам, она стала самой популярной у охотников Советского Союза.
Ее автором был Виктор Владимирович Полев, стрелок стендовик, охотник любитель, получивший образование в Кировском авиационном техникуме. С 1982 года Полев начинает работать на КЗОРС. Начальные знания по аэродинамике и баллистике он с успехом применил при разработке своей первой модели подкалиберной пули, у которой контейнер, состоящий из двух половин, охватывал только головную часть пули. Еще одной особенностью ее конструкции была возможность использовать неизбежную при выстреле (в начальный его момент) деформацию свинцовой головной части для усиления ее соединения с пыжом-стабилизатором. В самом начале эту пулю именовали «Виктория», позднее за ней прочно закрепилось название пуля Полева 1. Ее масса с контейнером 30 г.