Уяснив ряд моментов, касающихся останавливающего действия пули и субъективной оценки ее эффективности по так называемой формуле нокаута, рассмотрим некоторые аспекты раневой баллистики, остановившись на особенностях терминальной баллистики — раздела раневой баллистики, занимающегося изучением поведения различных снарядов в тканях биологической мишени.
В течение очень длительного времени эта наука основывалась на субъективных фактах, наблюдениях и предположениях, пока не появились полноценные имитаторы биологических тканей и серийная рентгенография, позволившие понять ее основные принципы и закономерности.
Пули огнестрельного оружия весьма разнообразны. Они бывают разных типов: обыкновенные и специального назначения, дробь, картечь, деформированные, фрагментированные и атипичные. И каждый из них причиняет разные повреждения (ранения). Вместе с тем, в механизме их образования есть и сходные черты. Однако наибольший интерес представляет механизм повреждающего действия пуль нарезного оружия, как наиболее эффективных и универсальных.
Летящая пуля оказывает преимущественно механическое повреждающее действие. Окончательный объем и характер огнестрельного повреждения зависят от множества разнообразных факторов: массы и калибра пули, ее скорости и устойчивости, особенности движения пули в теле и многих других.
Эти обстоятельства были замечены еще в XIX веке выдающимся украинским хирургом, анатомом и естествоиспытателем профессором Н.И. Пироговым. Хорошо известны его практические наблюдения и экспериментальные работы, проведенные в 40-е гг. XIX века. Одним из итогов этих исследований явилось обнаружение дифференциально-диагностических признаков входной и выходной огнестрельных ран, приведенное в 1849 г. в «Отчете о путешествии по Кавказу»: «Кроме различия в величине, отверстие входа пулевой раны мягких частей отличается еще тем, что оно соединено бывает всегда с потерею существа кожи, оно представляется с вырезкою дыры с неровными, несколько зубчатыми краями… Отверстие выхода, напротив, мы никогда не замечали круглым. Оно, очевидно, образуется через один только разрыв кожи, без потери ее вещества, или, по крайней мере, с потерею существа несравненно меньшею, нежели отверстие входа». В 1865 г. Н.И. Пирогов отметил, что масса и скорость определяют степень разрушающего действия огнестрельного снаряда.
Существенная роль в изучении раневой баллистики принадлежит другим видным ученым XIX в. Например, в Российской империи Павловым Е.В. (1892 г.); Тиле В.А. (1894 г.); Ильиным П.И. (1894 г.) была сформулирована теория ударного действия огнестрельного снаряда, которая давала представление о прямом и боковом (радиальном) ударном действии пули, о зависимости огнестрельного ранения от конструктивных свойств пули, устойчивости ее движения и анатомического строения поражаемых тканей.
Раневое действие пули было также описано в трудах П.И.Морозова (1889 г.), А.И. Максименкова и соавт. (1958 г.), Л.И. Александрова и соавт. (1967 г.), К.М. Лисицына и соавт. (1978 г.), G.Gallender и R.French (1935 г.), Е.Наrbey (1945 г.), Н.Fisher (1962 г.), R.Веrlin (1976 г.) и других экспертов.
В частности, G.Саllender, R.French, Е.Наrbey и соавт. установили, что радиальное действие огнестрельного снаряда носит пульсирующий характер и сопровождается образованием временной (пульсирующей) полости, которая существует сотые доли секунды, а затем спадается.
Глубокое изучение механизма образования огнестрельного ранения было продолжено в экспериментальных исследованиях И.Ф. Огаркова и В. П. Петрова (1952 г.), С. С. Гирголава и Л. Л. Либова (1954 г.), а затем в цикле работ с участием Е.А. Дыскина, А.П. Колесова, И.Г. Перегудова, Л Б. Озерецковского, В.А. Алексеева, О.Л. Ленцнера, Ю.Г. Шапошникова, Б.Я. Рудакова, М.В. Тюрина и др. Обобщая эти работы, в настоящее время можно составить в целом вполне определенное представление о взаимодействии огнестрельного снаряда с поражаемым биологическим объектом. Этот процесс получил название раневой баллистики.
Факторы, определяющие механизм образования огнестрельного повреждения, можно разделить на 3 основные группы:
1) свойства огнестрельного снаряда (масса, форма, калибр, длина, конструктивные особенности);
2) особенности движения пули в воздухе (скорость и устойчивость);
3) анатомо-физиологические свойства поражаемой части тела (вариант анатомического строения, прочность поражаемых тканей и др.)
Взаимодействие огнестрельного снаряда с поражаемой частью тела рождает качественно новые динамические характеристики: поглощенную энергию, время контакта, форму и протяженность раневой траектории, временную пульсирующую полость, устойчивость или неустойчивость движения снаряда, разрушение снаряда, образование вторичных снарядов биологической природы (обломков кости), положение снаряда в момент удара, мощность ударного воздействия и др.
О процессе взаимодействия пули и пораженной части тела можно судить опосредованно, опираясь на характер огнестрельного ранения, и непосредственно, наблюдая за поведением снаряда в теле биологической мишени и имитаторах биологических тканей — блоках из желатина, петролатума (смеси парафина, церезина и масла), мыла и других воскообразных веществ, с использованием высокоскоростной киносъемки, теневой кино и фотосъемки, импульсной рентгенографии.