Главная / 2001 / Оружие и охота №3

Танк

Страницы истории
Совсем недавно командование Вооруженных сил США предложило проект, согласно которому необходимо полностью отказаться от бронетанковых войск как рода Вооруженных сил. Ведь для ведения современной войны существует авиация, ракеты, мотострелковые подразделения, самоходная артиллерия и, наконец, высокоточное оружие. Уступила же кавалерия свое место в боевых порядках войск мотострелковым подразделениям, когда стала очевидной бесперспективность ее применения в современной войне? Похоже, пришло время танков. Эта новость повергла в шок военных и политиков многих стран мира. Однако многие профессионалы считают: рано танку на покой!

Что же такое танк? Слово "танк" переводится с английского как емкость (или сосуд) для хранения или перевозки жидких продуктов. В начале только что ушедшего века, англичане поставили на металлический "сосуд" двигатель и гусеницы (это было сделано для того, чтобы "сосуд" мог перемещаться), а также два пулемета (пока неизвестно зачем).Все прояснилось, когда в ходе первой мировой войны в 1916 г. английская армия применила эти "сосуды" для атаки позиций германских войск в районе реки Сомма на севере Франции. С той поры слово "танк" вошло в словари всех народов мира, как эквивалент понятия мобильной бронированной боевой единицы. Первым английским танком можно считать "Мк 1", (было изготовлено всего 150 единиц), имевший две модификации: первая была снащена двумя пушками калибра 57 мм и тремя пулеметами, вторая — имела на вооружении пять пулеметов. Весил танк 27 т, он был оснащен бензиновым двигателем системы Даймлера и был рассчитан на экипаж из 8 человек. Трансмиссия ходовой части танка состояла из общей двухскоростной коробки переключения передач, червячного редуктора и дифференциала, на выходных валах которого располагались две бортовые коробки передач. Через них цепные передачи приводили в движение ведущие колеса, расположенные сзади. В дело управления танком был задействован весь экипаж, состоящий из четырех человек: водителя, командира (управляющий тормозами гусениц левого и правого борта) и двух "трансмиссионщиков", управляющих бортовыми (левой и правой) коробками передач. Голосом или жестом водитель подавал необходимые команды. Поворот танка с малым радиусом осуществлялся торможением одной гусеницы либо переключением бортовой коробкой передач одного борта в нейтральное положение и включением передачи другого. После этого водитель включал сцепление. Для корректировки курса движения или поворота с большим радиусом танк снабжался парой стальных колес (наподобие вагонных) на тележке, которая крепилась к танку сзади. С помощью специальной тяги усилиями двух "трансмиссионщиков" тележка поворачивалась на шарнире, и танк плавно менял курс. В обязанности командира входило руководство ведением огня и маневрами танка на поле боя.

Французский легкий танк "Рено" FT 17.Боевая масса — 6,7 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — одна 37-мм пушка или один пулемет. Боекомплект — 240 снарядов, 4800 патронов. Броня: лоб корпуса — 16, борт — 8, башня — 22 мм. Мощность двигателя — 35 л.с. Максимальная скорость — 8 км/ч. Запас хода по шоссе — 35 км.
Советский легкий танк БТ-7.Боевая масса — 13,8 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение: одна 45-мм пушка, один пулемет. Боекомплект:132–138 снарядов, 2334 патрона. Броня: лоб корпуса — 20, борт — 13, башня — 15 мм. Мощность двигателя — 400 л.с. Максимальная скорость — 52 км/ч (на гусеницах), 73 км/ч (на колесах). Запас хода по шоссе — 350–500 км

Воочию бойцы Красной Армии "познакомились" с английскими и французскими танками в 1918–1920 гг., когда в Архангельске, а затем и в Одессе высадились экспедиционные корпуса войск Антанты.

После непродолжительного шока, вызванного первыми контактами Красной Армии с неизвестными до той поры "монстрами", наступило "привыкание" к ним и чувство боязни прошло. Бойцы и командиры изучали уязвимые места танков, разрабатывали тактику боя с ними и даже захватывали их в качестве трофеев. Свидетельством тому стали образцы трофейной техники тех лет, которые сохранились в Архангельске и Харькове.

Производимый танками эффект не остался вне поля зрения военного и политического руководства СССР: Л.Д. Троцкий, С.С. Каменев, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, В.В. Куйбышев и Г.К. Орджоникидзе не только сумели правильно оценить возможности механизированной и бронированной техники в будущих войнах, а также приняли меры по организации производства танков в Советском Союзе.

В архивах были подняты материалы, касающиеся проектов российских разработок 1911–1915 гг. Вот только не было средств для их реализации. В условиях тяжелейшей разрухи, имевшей место в конце 1919 г., принимается решение начать производство отечественных танков по образцу трофейных "Рено".

Советский легкий танк "Борец за свободу тов. Ленин".Боевая масса — 7 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение: одно 37-мм орудие или один пулемет. Боекомплект — 250 снарядов. Броня: лоб корпуса — 16, борт — 8, башня — 22 мм. Мощность двигателя — 34 л.с. Максимальная скорость — 8,5 км/ч. Запас хода по шоссе — 60 км.

На Сормовском заводе в г. Нижний Новгород под руководством инженера Н.И. Хрулева в декабре 1919 г. был спроектирован, а 31 августа 1920 г. совместно с Ижорским заводом (Петроград) и заводом АМО (Москва) был выпущен первый советский танк, принятый на вооружение Красной Армии 15 декабря 1920 г. Первая советская бронемашина получила имя "Борец за свободу тов. Ленин". Другое название этого танка —"Русский Рено". От французского "родителя" он отличался лишь моделью двигателя. В течение 1921 г. были изготовлены 14 танков марки "КС" —"Красное Сормово". Однако в боевых действиях они не участвовали. Закончилась гражданская война, и производство танков остановилось.

Однако творческая мысль советских конструкторов продолжала работать, и уже в 1924 г. это дало свои результаты. В этот период были завершены работы над созданием проектов нескольких вариантов легких и средних танков. Первым серийным советским танком стал "МС-1", созданный в 1927 г. и выпускавшийся до 1931 г. Это были первые отечественные танки, которые участвовали в количестве всего нескольких единиц в боевых действиях на Китайско-Восточной железной дороге 20 ноября 1929 г. В 1930 г. были приняты на вооружение танки Т-12 и Т-24.

До тех пор, пока руководство Красной Армией осуществляли талантливые, перспективно мыслящие командиры (М.В. Фрунзе, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский), отрасль танкостроения в стране развивалась, и расширялись объемы производства, отрабатывалась стратегия и тактика применения танков в составе отдельных боевых единиц, подразделений и соединений.

Теоретические дискуссии и практический опыт применения танков в военных конфликтах разделили военных на два лагеря: сторонников и противников бронетанковой техники. Стоило кому-либо провести успешную операцию с участием танков — и лавры победителя доставались танкистам. А в случае неудачи на них обрушивался шквал критики.

Советский легкий танк Т-26.Боевая масса — 10,3 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение: одна 45-мм пушка, один пулемет. Боекомплект —165 снарядов, 3654 патрона. Броня: лоб корпуса — 15, борт — 15, башня — 15 мм. Мощность двигателя — 91 л.с. Максимальная скрость — 30 км/ч. Запас хода по шосе — 200 км

Очень плохо зарекомендовали себя танки в ходе Советско-Финской военной кампании (1939-1940 гг.), а также в войне против японских войск на реке Халхин-Гол в Монголии. Это был наглядный урок того, как нецелесообразно (если не преступно) применять танки против мощных инженерных оборонительных сооружений противника в условиях, стесняющих их маневр.

Причины и последствия всех неудач в части применения танков во время этих войн были очень хорошо изучены, и в первую очередь, потенциальными противниками Советского Союза. Лавины танковых соединений под командованием немецких генералов Гудериана, Манштейна и Роммеля к концу 1942 г. прокатились грозной волной по территории почти всей Европы и Северной Африки, но были в конце концов разгромлены. Не последнюю роль в поражении танковых соединений фашистской Германии сыграла не до конца отработанная стратегия и тактика применения танков в войне.