Продолжение. Начало см. журнал
«Оружие и Охота» №№ 1-2, 2016 г.
«Смертельные друзья»
Пришедшее к власти в 1917 г. большевист-ское правительство, исходя более из интересов так называемого III Интернационала, чем собственного государства, 25 июля 1919 г. в обращении к руководству Китайской республики (основана в 1911 г.) заявило об отказе от неравноправных и тайных договоров царской России с Китаем. Также абсолютно недальновидным выглядит и Соглашение об общих принципах урегулирования вопросов между СССР и Китаем от 31 марта 1924 г. В нем также говорилось об отказе от прежних «неравноправных» договоров.
В 1920-30-х гг. Китай был слабой страной, подвергшейся оккупации со стороны Японии. Поэтому советское правительство активно вмешивалось в дела Китая, поддерживая его национально-освободительную войну с Японией и революционные прокоммунистические движения. В августе 1937 г. китайское правительство обратилось к СССР с просьбой оказать помощь в создании автомобильной трассы Сары-Озек — Урумчи — Ланьчжоу для доставки в Китай из СССР оружия, самолетов, боеприпасов и т. д. Советское правительство ответило согласием.
С 1937 по 1941 гг. СССР регулярно осуществлял поставки вооружения, боеприпасов и пр. в Китай по морю и через провинцию Синьцзян, при этом второй путь являлся приоритетным из-за морской блокады китайского побережья. СССР заключил с Китаем несколько кредитных соглашений и контрактов на поставку советского вооружения. 16 июня 1939 г. был подписан Советско-китайский торговый договор, касавшийся торговой деятельности обоих государств. В 1937-1940 гг. в Китае работало свыше 300 советских военных советников. Всего же в эти годы там работало свыше 5 тыс. советских граждан. Среди них были летчики-добровольцы, преподаватели и инструкторы, рабочие по сборке самолетов и танков, авиационные специалисты, специалисты-дорожники и мостовики, транспортники, медики и, наконец, военные советники.
К началу 1939 г., благодаря усилиям военных специалистов из СССР, резко уменьшились потери в китайской армии. Если в первые годы войны китайские потери убитыми и ранеными составляли 800 тыс. человек (5:1 к потерям японцев), то за второй год они сравнялись с японскими (300 тыс.).
1 сентября 1940 г. в Урумчи был произведен пуск первой очереди нового авиасборочного завода, построенного советскими специалистами. Всего за период 1937-1941 гг., из СССР Китаю, фактически в ущерб собственной боеспособности, было поставлено: самолетов 1285 (из них — истребителей 777, бомбардировщиков — 408, учебных — 100), орудий разных калибров — 1600, танков средних — 82, пулеметов станковых и ручных — 14 тыс., автомашин и тракторов — 1850.
Нападение Германии на СССР и развертывание военных действий союзников на Тихоокеанском театре привели к ухудшению советско-китайских отношений, так как китайское руководство не верило в победу СССР над Германией и переориентировало свою политику на сближение с Западом. В 1942-1943 гг. экономические связи между обоими государствами резко ослабли.
В марте 1942 г. СССР был вынужден начать отзыв своих военных советников из-за антисоветских настроений в китайских провинциях. В мае 1943 г. Советское правительство было вынуждено закрыть все торговые организации и отозвать своих торговых представителей и специалистов.