Как удары потоков водопада, современное падение производства трясет одну из составляющих частей экономики нашей страны — охотничью отрасль. Которая в какой-то мере касается природопользования, и отвечает за охрану, сохранение и изъятие разумного количества представителей фауны из нашей природы. Мы охотники видим, что ни законодательную, ни исполнительную власти Украины совершенно не интересует природа нашей страны, правильная, рачительная эксплуатация ее даров. Государственной охраны природных ресурсов на необходимом уровне не существует, идет хищническая застройка лугов, полей, болот и даже лесных массивов вокруг крупных городов. В пользу людей, власть и деньги имущих, перекраиваются границы охотугодий, а также земли общественного пользования, заповедные и исторические местности. Пользование угодьями государственных лесоохотничьих хозяйств переходит в руки олигархов, со всеми вытекающими последствиями для широкого круга охотников. Бывшее Главное управление охоты и охотничьего хозяйства ниспровергли и опустили до Отдела охотничьего хозяйства в структуре Государственного агентства лесных ресурсов Украины. Чем меньше подразделение, тем легче его держать в руках и диктовать ему свою волю. У когорты «людей власть имущих» свои понятия.
Нас уже пугали законопроектами, согласно которым на три года будет закрыта охота на территории Украины в угодьях общественных и государственных организаций, но не коммерческих. При этом таким законотворчеством занимались люди, скорее всего, абсолютно не искушенные в вопросах охоты, охотпользования угодьями и охраны дикой фауны, но преследовавших конкретные цели определенной части нашего общества.
И вот теперь готовится новая волна законотворчества в отношении давления на охотников, при этом, «исключительно инновационная». Под видом защиты экологии и здоровья представителей дикой фауны делаются попытки исключить при добыче дичи применение охотничьих боеприпасов со свинцовыми снарядами. Киевский эколого-культурный центр совместно с Минприродой Украины разработали и подали на рассмотрении Верховной Рады Украины законопроект о запрещении использования свинцовой дроби в водно-болотных угодьях Украины международного значения, а аналогично и пользование свинцовыми грузилами при ловле рыбы. Складывается впечатление, что люди, подготовившие этот законопроект, очень далеки от вопросов экологии, абсолютно не знакомы с причинами загрязнения окружающей среды свинцом и свинцовыми соединениями. А может быть, у них в этом вопросе имеются свои личные меркантильные интересы? Но может быть и такое, некоторые из них не смогли проявить себя в актуальных на данный момент и необходимых для нашей страны направлениях законотворчества. Поэтому, чтобы самоутвердиться, проявляют себя с помощью пустого популистского вопроса, при этом, даже не изучив все нюансы и глубину вопроса поднимаемой темы. Попробую оправдать последние слова, и высказать свое личное мнение по поводу использования свинцовых охотничьих снарядов.
Еще в 1995 г Соглашением об охране афро-евразийских мигрирующих водоплавающих и
болотных птиц было провозглашено запрещение на использование свинцовой дроби при добыче этих представителей дикой фауны. Более 20 стран мира ввели ограничения на применение свинцовой дроби на своей территории полное или частичное. В это число входят Канада, Германия, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Швейцария и т.д. Вводятся ограничения и на свинцовые пули. С 2009 г в США их стали изготавливать из висмута.
В мае 2012г очередная — 5 сессия стран, подписавших международное Соглашение об охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц, приняла решение о необходимости постепенного запрета использования при любительском и спортивном рыболовстве свинцовых грузил и свинцовых мормышек. Пункт 4.1.4. совместного плана действий данного Соглашения теперь звучит следующим образом: «Стороны должны пытаться ликвидировать использование свинцовой дроби для охоты в заболоченных местах, а также использование рыболовных грузил, которые весят от 0, 06 г до 28-35 г как можно быстрее в соответствии с определенными самостоятельно и опубликованными графиками».
Но впервые вопрос о токсичном влиянии свинцовых боеприпасов на дичь был поднят в США задолго до этого. Еще в 1942 или1943 году Френк Беллроуз привел данные о вредном влиянии на здоровье пернатых используемой охотниками свинцовой дроби. Он «открыл глаза» общественности на «невероятные отравления» вызванные контактом водоплавающих пернатых со свинцом. Правда, это выступление вызвало решительный протест у охотничьей общественности США. Ни охотники, ни специалисты охотничьей отрасли Америки о фактах отравления птиц, преподнесенных Беллроузом, не знали, и, что главное, не сталкивались в своей практике с подобным явлением. Здесь, мне кажется, не мешает отметить следующий факт. Свинец широко применяется в промышленности, автостроении, изготовлении армейских боеприпасов и пр., и пр. В тот момент, когда Берлоуз затронул столь щекотливый вопрос, многие страны были охвачены пламенем второй Мировой войны, а свинец является стратегическим сырьем. Не в этом ли весь вопрос?
Почему же свинец, которым по данным историков и археологов люди пользуются более 8000 лет, стал таким экологически опасным?