По книге: М.А. Мензбир «Охотничьи и промысловые птицы Европейской России», Москва, 1882 г., публикацию подготовил Владимир Алексеев
Бекас заслуживает нашего внимания как первая по трудности добывания охотничья птица. Говорю «охотничья», поскольку предметом промысла бекас нигде не служит. Его спасает от руки промышленника вертлявый полет, особенности в образе жизни, и несомненно, что из представителей «красной» дичи (вальдшнеп, дупель, бекас, гаршнеп) никто не удержится против преследования человека так долго, как бекас. Вальдшнеп исчезает с вырубкою лесов, дупель — с осушением широких кочковатых болот, сопровождающих течение рек. Бекас же, благодаря разнообразию мест своего гнездования, долго будет странствовать из одного угодья в другое, изображая из себя «последнего из Могикан» красной дичи. Может быть, только гаршнеп не отстанет от своего собрата, поскольку он птица, большей частью, пролетная, гнездящаяся севернее 56 градуса широты…
Крайние рулевые перья бекаса имеют особую форму: твердый стержень пера изогнут саблеобразно и их косые бородки необычайно длинны и тесно соединены между собой своими наружными краями. Этим-то перьям и обязан бекас-барашек способностью издавать свое блеяние при токовом полете…
Бекас прилетает весной рано, в самую ростепель, когда тают снега. В это время его можно встретить всюду: по низинам лугов и сенокосов, на мокрых луговинах редкого мелколесья, по краям моховых болот, на болотистых местах, на вырубках, между полями, на островах среди разлива. Бекас мокроты не боится и не занимает перечисленные места только тогда, когда вода покрывает их настолько высоко, что ему уже трудно становится по ним ходить. Иногда выгоняет его отсюда случайно завернувший мороз. В таких исключительных случаях бекас бросается к мельничным плотинам, незамерзающим родникам и вообще всюду, где он может запустить в землю свой длинный нос…
Летящий бекас сразу узнается по своей фигуре: он весь гораздо круглее; шея вытянута; крылья несколько прижаты. Прибавьте к этому вертлявый полет… и смешение бекаса на полете с его родственниками станет невозможным. Бекас никогда не лежит так крепко, как дупель. Вспугнутый, он взлетает с своим резким криком как стрела, бросается в ту и другую сторону, повертывается несколько брюшком вправо и влево, и только улетевши за пределы выстрела, летит прямо…
Осенью бекас в выборе места неразборчив. Его можно найти и там, где мало воды и мало грязи, и там, где много воды и мало грязи и, наконец, там, где много или мало и того и другого. Бекаса можно поднять не только в кочковатой крепи, в луговых и лесных болотах с зарослью, но и по травянистым берегам рек, озер, прудов, ручьев, по едва потным сенокосным лугам, по потным лесным опушкам и т.д. Само собой разумеется, что в таких разнообразных местах обилие корма далеко не одно и то же, а отсюда изменения в образе жизни бекаса — то отыскивание корма на месте дневки, то ночные кочевки. Бекас охотнее всего добывает себе корм из очень мягкой, сырой земли, даже грязи. Поэтому, если болото, на котором притаился долгоносый днем, представляет указанное преимущество, бекас не покидает его и ночью, а только перебегает или перелетает с места на место; нет этого — сухо болото или даже не очень сухо, но поблизости есть места более привлекательные, бекас перебирается вечером на них. Вечером нередко можно встретить бекасов у грязных берегов прудов и озер, у речек и ручьев и даже просто луж. Иногда, конечно, в особенно неблагоприятных условиях, бекас летит на такие угодья даже довольно далеко. Так, Дмитрий В-ский говорит (статья «Охота с легавой собакой», 1872 г.), что подкарауливая по ночам уток, прилетающих на чистую воду с полей, он не раз пускал заряды в налетающие с известным криком станички бекасов и выбивал одним зарядом по несколько штук.
Другой случай приводит г. Крымский, наблюдавший как стаи бекасов (больше сотни) кормились на совершенно открытой местности, именно — на грязной ложбине, покрытой нечистотами, вытекающими из бычачьего стойла. Бекасы были там на одном и том же месте и всегда в одно и то же время, около трех часов утра, а позднее их уже не находил. Не менее интересный случай о перелетах бекасов на кормежку сообщает так же г. Д-вич (статья «Очерки ружейной охоты в ю.-з. крае», 1876 г.), описывая кормежку бекасов на мелассе — отходах производства сахарных заводов. В таких местах бекасы кишмя кишат даже днем. Но если их часто беспокоят, то днем они скрываются в окрестных посевах свекловицы, а вечером перемещаются на мелассное болото, куда их привлекает масса червей и насекомых…