Начиная рассказ о пистолете ТТ, ставшем своеобразным символом целой эпохи, правильно было бы, кроме истории о нем самом, рассказать еще о некоторых пистолетах, созданных Федором Васильевичей Токаревым до появления ТТ, с 1928 по 1930 гг., и после принятия его на вооружение, об образцах, участвовавших в конкурсе 1939 г. Целесообразность использования в пистолете ТТ конструкторских решений, ставших ныне просто оружейной классикой, в свое время вызывало в профессиональных военных кругах некоторые сомнения.
Этому пистолету приходилось в прямом смысле слова пробивать себе дорогу в нелегкой борьбе с серьезными конкурентами, как успевшими себя зарекомендовать в боях, так и только что созданными. В конце концов, после всех испытаний и доработок, пистолет системы Ф.В. Токарева был принят в СССР на вооружение, а его строгие до аскетизма формы, рациональность конструкции и высокая огневая мощь заслужили авторитет у многих пользователей, сумевших оценить преимущества ТТ на практике.
Часть 1
В 1928 г. Артиллерийский комитет ГАУ принял решение о том, что перспективный советский самозарядный пистолет должен был быть создан под мощный патрон 7,63х25 мм «Маузер», подразумевая, что последний будет использоваться в дальнейшем в пистолетах-пулеметах. С целью согласования калибра этого патрона со штатным советским винтовочным патроном для применения единого поверочного инструмента при изготовлении такого патрона и оружия калибр был уменьшен до 7,62 мм. Кроме того, с целью улучшения эксплуатационных качеств нового советского патрона, а также повышения надежности работы автоматики оружия патрон претерпел некоторые изменения: головная часть пули получила больший радиус оживала; капсюльное гнездо стали изготавливать несколько большего диаметра, что обеспечивало установку сравнительно дешевого «нагановского» капсюля, производство которого было освоено советскими патронными заводами; проточка для зацепа выбрасывателя была также расширена. Прочие изменения, внесенные в «маузеровский» патрон, были настолько незначительными, что делали оба типа патронов взаимозаменяемыми. Это позволило одновременно с налаживанием производства советского пистолетного патрона начать работы по созданию перспективного пистолета, используя для опытных стрельб стандартные пистолетные патроны калибра 7,63 мм «Маузер», имевшиеся в СССР в достаточном количестве.
Наряду с другими советскими оружейниками (С.А. Коровиным, С.А. Прилуцким) в работу по созданию перспективного самозарядного пистолета под новый пистолетный патрон включился Ф.В. Токарев.
В 1928 г. Ф.В. Токарев усовершенствовал австрийский самозарядный пистолет «Штейр» обр. 1912 г. конструкции Карела Крнка (рис. 1.2), автоматика которого функционировала по принципу короткого хода ствола, а запирание затвора осуществлялось вращением ствола вокруг продольной оси.
В этом пистолете Ф.В. Токарев переделал неотъемный магазин, расположенный в рукоятке, в отъемный вместимостью 8 патронов. Кроме этого, им был переделан модуль ударно-спускового механизма (УСМ), ставший теперь съемным. В этом же УCM с целью повышения компактности Токарев впервые разместил боевую пружину внутри курка. Кроме того, к этому пистолету был изготовлен и адаптирован сменный ствол под патрон калибра 7,63 мм «Маузер». Конструкция пистолета позволяла, при установке соответствующего ствола, стрелять как штатными патронами калибра 9 мм «Штейр», так и патронами 7,63 мм «Маузер». При этом автоматика пистолета надежно функционировала с обоими типами боеприпасов.