Конструктивная живучесть затворной системы ружей-переломок зависит от многих факторов, главные из которых — схема скрепления стволов с коробкой, точность пригонки элементов затвора, площадь контактируемых поверхностей и масса оружия. Например, чем больше расстояние между передним и задним подствольными крюками, тем меньше люфт стволов. Например, во многих случаях гораздо выгоднее проектировать горизонталки с крюками, расположенными параллельно друг другу, а не традиционно — один за другим.
Главная опасность, которая подстерегает охотничье ружье-переломку, — возникновение поперечного и продольного люфта стволов. Явление это, прямо скажем, неизбежное: со временем расшатываются затворы всех без исключения ружей — дешевых и дорогих, спортивных и охотничьих, одностволок, горизонталок, вертикалок, тройников, четырехстволок. Причина — механический износ контактируемых поверхностей, а главное — динамические нагрузки (инерционные и ударные), действующие на затворную систему при стрельбе, транспортировке ружья в собранном виде, заряжании с резким захлопыванием стволов.
Чем длиннее стволы ружья, тем большей опасности подвергается запирающий механизм при случайном ударе дульной частью о посторонние предметы. Понятно, что даже небольшое динамическое воздействие на ствол передается затворной системе многократно усиленным. Именно из-за относительной хрупкости соединения стволов с колодкой оружие переломной конструкции никогда не состояло на вооружении армий.
Охотникам же приходится мириться с этим недостатком ружей по причине их эстетичности, легкости заряжания, быстроты замены патронов, а также возможности иметь несколько ствольных блоков разного калибра. Кроме того, скорость выполнения повторного, а то и третьего выстрела находится практически на одном уровне со скорострельностью автоматического оружия. То есть, произвести второй (третий) выстрел из ружья-переломки можно быстрее, чем из одноствольного в том числе магазинного ружья.
В конце XIX века — в эпоху расцвета ружейного изобретательства — основная масса производителей, вопреки здравому смыслу, главное внимание сосредоточила не на разгрузке шарнира переломных ружей, а на прочности запирания стволов. В то время в европейской оружейной прессе активно муссировалась идея, что «сила» (на самом деле — момент силы), стремящаяся раскрыть ружье во время выстрела, очень велика, а потому-де необходимо применять систему скрепления стволов с колодкой, состоящую не из одного или двух узлов запирания, а минимум из трех, еще лучше — из четырех и даже пяти.
В более современных ружьях эти дополнительные запирающие элементы некоторое время выполняли роль разгружающих опор, но по достижении определенного настрела всю нагрузку воспринимал шарнирный болт. Хуже того, по мере износа поверхностей скреплений между стволами, щитком и шарниром возникали зазоры, и инерционные нагрузки превращались в ударные, вследствие чего стволы ружей начинали расшатываться еще быстрее.
Как известно, так называемые переломки, — это ружья с одним или несколькими стволами, поворачивающимися для заряжания на шарнире. Другими словами — это оружие с подвижными стволами и неподвижным затвором. В данном случае затворным телом является начиненная многочисленными деталями колодка, вернее ее вертикальная стенка, называемая щитком. При закрывании ружья-переломки щиток жестко соединяется с казанной частью стволов или ствола посредством запирающего механизма, который приводится в действие верхним (реже нижним либо боковым) рычагом, именуемым иначе ключом.