Хотя охотников и считают консерваторами, их выбор оружия, особенно нарезного, отличается избирательностью. Одним нравится полуавтомат в стиле «милитэри», другим — классическая «переломка», а третьи души не чают в магазинном карабине. На этой почве возникает множество споров и разногласий, но, увы, как правило, все оппоненты остаются при своем мнении, ведь самое лучшее оружие — это твое!!!
Тем не менее, не секрет, что в последние годы популярность самозарядных охотничьих карабинов несколько снизилась. Особенно это характерно для стран Западной Европы, в которых охота с таким оружием попросту запрещена. Кроме того, это оружие потеряло свою привлекательность среди охотников-»гурманов» из-за невысокой точности боя, относительно грубого спускового механизма и неудовлетворительного баланса. Повлияли на это также неэлегантные (часто выполненные в армейском стиле) очертания такого оружия и неоправданно завышенная на него цена.
В противовес этому оружию, винтовки с продольно-скользящими поворотными затворами, продолжают доминировать на рынке нарезного охотничьего оружия, как и сто лет назад, с самого начала своего появления. И это вовсе не потому, что они всем больше нравятся, относительно недороги и надежны. А потому, что они обладают наибольшей кучностью стрельбы, а это согласитесь, важнейшее качество для нарезного оружия.
Кроме того, производство одного верного «королевского» выстрела является венцом охоты любого уважающего себя охотника.
Однозарядные или магазинные карабины с продольно-скользящим поворотным затвором значительно чаще, чем любое другое оружие, используются на охоте из засады, с вышки, реже — с подхода (в последнем случае все-таки более предпочтителен «автомат»). И действительно, они обладают практически всеми достоинствами, необходимыми для такой охоты: меньший вес, лучший баланс и меньший шум лязга подвижных деталей, а предлагаемая гамма калибров настолько широка, что способна удовлетворить требованиям самого взыскательного охотника. Кроме того, такое оружие при равенстве остальных характеристик почти всегда дешевле (отделка не в счет) и не слишком обременит бюджет охотника. Но необходимо всегда помнить, что это все-таки оружие для производства одного-единственного, красивого выстрела! И оно остается вне конкуренции, даже если его противопоставить «переломным» двустволкам (кроме особо опасных охот, где двустволка по-прежнему «на коне»).
Основные различия между оружием, предназначенным для охоты с вышки и для охоты с подхода, касаются, прежде всего, ударно-спускового механизма и длины стволов. У первых спусковой механизм предпочтительно оснащать шнеллером, тогда как у вторых достаточно обычного УСМ прямого действия. У моделей, предназначенных для охоты из засады или с вышки, стволы предпочтительно иметь длиннее, чем у оружия для охоты с подхода. В первом случае оружие обязательно должно оснащаться оптическим прицелом, а во втором случае он даже вреден и гораздо лучших результатов добиваются при помощи открытого или коллиматорного прицелов.
Господствующие в наши дни затворные механизмы охотничьего оружия начали свое восхождение к славе после появления винтовки модели 1898 г. конструкции Пауля Питера Маузера. Конечно, модель 98 не была первой с поворотным затвором, но стала примером высочайшего конструкторского искусства и дожила практически без изменений до наших дней. До сих пор на базе затвора Маузера производят классические охотничьи и спортивные винтовки.
Классический затвор Маузера — продольно скользящий, запирается поворотом на 90 градусов на два массивных передних боевых упора и один задний. Затвор извлекается из оружия без помощи инструментов: он удерживается в ствольной коробке фиксатором затвора, расположенным на ствольной коробке слева. Особенность конструкции затвора Маузера — массивный невращающийся экстрактор, захватывающий закраину патрона в процессе его извлечения из магазина и жестко удерживающий патрон на зеркале затвора. В совокупности с небольшим продольным смещением затвора назад при повороте рукоятки при открывании затвора (за счет скоса на перемычке затворной коробки) такая конструкция обеспечивает первоначальное страгивание гильзы и надежную экстракцию даже туго засевших в патроннике гильз. Удаление гильзы из ствольной коробки осуществляется при помощи отражателя, закрепленного на левой стенке ствольной коробки (на фиксаторе затвора), и проходящем через продольный паз в теле затвора.
В целом, винтовки Маузера образца 1898 г. и их производные можно смело назвать одними из лучших в своем классе. Кроме того, такие особенности, как высокая прочность ствольной коробки и узла запирания в целом, простота крепления ствола (он вворачивается в ствольную коробку), совместимость диаметра фланца гильзы штатного патрона 7,92 мм Mauser со многими другими патронами (.30-06, .308 Winchester, .243 Winchester и др.) сделали «маузеры» весьма популярными для создания на их базе охотничьего и спортивного оружия. Достаточно сказать, что большинство современных английских охотничьих карабинов самых престижных марок (Holland & Holland, Rigby и др.) сделаны именно на основе маузеровской конструкции, причем эти карабины выпускаются не только под обычные патроны, но и под мощные «магнумы» для охоты на самую крупную дичь (например, калибра .375 H&H Magnum).
Затвор Маузера по сей день является предметом постоянных доработок и изменений. Но как говорят французы: «все новое — это хорошо забытое старое».