Порой мне приходится сталкиваться с неисправностями охотничьего оружия, возникшими по причине использования несоответствующих данному оружию боеприпасов.
Не так давно мне в руки попал тройник с нарезным стволом калибра 8 мм, который, во времена запрета охоты с нарезным оружием, был приведен в негодность — путем высверливания стенки в средней части ствола. Уже в наши дни, для повышения ценности этого тройника, недобросовестным оружейным мастером отверстие было заварено, а для сокрытия следов этой «операции» была смещена вниз и припаяна антабка, так что после воронения дефект стал незаметен. При осмотре канала ствола изъян также не бросался в глаза.
…Результат выстрела из такого ствола виден на фотографии (фото 1).
В этом охотничьем сезоне, к счастью, «рваных» стволов было немного (об одном из них — чуть ниже), но были случаи повреждения ствольных коробок. Так, совершенно новое самозарядное ружье «Браунинг» 12-го калибра не выдержав «магнумовского» заряда (под который, кстати, было рассчитано), оказалось безнадежно испорчено (фото 3). Затвор был сорван с боевого упора, и, разогнув направляющие, оказался «забитым» в тыльную часть ствольной коробки, которая лопнула в продольном направлении по окну для отражения гильз. Ствол был сорван с кольца, которым он присоединяется к магазину и отброшен в сторону, детали затвора и подающего механизма повреждены, цевье разрушено. Были случаи заклинивания затвора этой модели ружья при стрельбе патронами «магнум».
Подобная история произошла и с карабином «Тигр» калибра 7,62х54R. В упомянутом образце, судя по характеру повреждения, произошел выстрел при не полностью запертом затворе. В результате углы всех трех боевых упоров в ствольной коробке были «слизаны» на 2-3 мм, затвор с большой силой отброшен назад и также заклинен, крышка ствольной коробки деформирована и отброшена. Гильзу разорвало в области боковой поверхности донной части и прорвавшимися газами деформировало до неузнаваемости.
Но описанные случаи нельзя назвать характерными для той темы, которую я бы хотел осветить в данной статье.
В прежние времена большинство охотников пользовались патронами самостоятельного снаряжения, поэтому основу всех нештатных выстрелов, повлекших за собой повреждение оружия, составляли боеприпасы, снаряженные увеличенным (порой в два раза) пороховым зарядом (увеличение снаряда дроби также ведет к повышению давления пороховых газов в канале ствола, но эти случаи легче визуально отследить и предотвратить). Плюс ко всему и порох «Сокол», разработанный еще до революции, допускал несколько вольное с собой обращение.
С появлением новых более мощных порохов «Фазан», «Беркут», а особенно «Барс», «Сунар», «ВУСД» и украинского «Крук», требующих более аккуратного и внимательного обращения при снаряжении патронов, количество испорченного оружия резко возросло. Например, порох «ВУСД», который следовало взвешивать с точностью до 0,01 г (порох «Сокол» — с точностью 0,05 г), некоторые отечественные охотники по привычке отмеряли меркой...
В наши дни проблема неправильного снаряжения охотничьих патронов не столь актуальна, как раньше, поскольку большинство стрелков пользуются все же качественными заводскими боеприпасами, но некоторая часть охотников еще продолжает снаряжать патроны самостоятельно, часто с негативными последствиями для своего оружия и своего здоровья.
Весной этого года в мастерскую, где я работаю, обратился житель Обуховского района. Его сын, взяв без разрешения из шкафа отцовское ружье ИЖ-26, отправился с друзьями «стрелять ворон». Какие для этой цели они использовали патроны, остается загадкой, но патронник (к счастью правого ствола) оказался разорванным вдоль, и обрывок его отогнут в сторону. Владелец же ружья со всей серьезностью просил отрихтовать ствол, и заварить место разрыва…
Кстати, при использовании патрона с несоответствующим зарядом, обычно разрушается именно казенная часть ствола.
Еще один результат небрежного обращения с оружием представлен на фото 2. В этом случае в ствол «Беретты» попала грязь (а тут как на беду налетели утки...). Как видно из фото, ружье не спасла даже камуфляжная раскраска.
Сумятицу в ряды охотников на постсоветском пространстве внесло появление в последние годы импортных патронов класса «магнум», «семимагнум» и даже «супермагнум».
Если многие владельцы старых ружей, особенно французского и бельгийского производства с патронниками длиной 65 мм, по незнанию или другим причинам стреляли патронами с 70-мм гильзой (естественно, не металлической, которая просто не поместилась бы в патронник), то это вело лишь к незначительному повышению давления в канале ствола и ухудшению боя ружья.
Появление же усиленных патронов «магнум» с 70-мм и 76-мм гильзами, представило дополнительную опасность, как для старых ружей, так и для современных, не рассчитанных на использование «магнумовских» патронов.
Вообще говоря, существующую зависимость — для нормальной стрельбы с переносимой отдачей требуется снаряд дроби равный 1/96 веса ружья — никто не отменял. Это правило дореволюционное: на фунт ружья — золотник дроби. В советское время действовала метрическая зависимость — 1/100, но, честно говоря, дроби сыпали всегда несколько больше, кроме облегченных зарядов для спецохот. Снарядами массой 35-36 г снаряжались патроны, применяющиеся в тяжелых ружьях. Теперь тяжелые ружья — удел спортсменов, стреляющих, кстати, уменьшенными снарядами.
Следуя оружейной моде, производители стали выпускать ружья под «магнумовский» патрон, просто удлиняя их патронники до 76 мм. Для примера возьмем два ружья ИЖ-27 12-го калибра, только что поступивших с завода. Одно из них — с нормальным патронником и средним значением максимально допустимого эксплуатационного давления пороховых газов (65 МПа), что означает, что стрелять можно патронами, которые развивают в стволе максимальное давление в среднем 663 кгс/см2. Другое — с патронником длиной 76 мм (90 МПа), что допускает применение более сильных зарядов, развивающих среднее максимальное давление 918 кгс/см2. Это значит, что одно ружье испытывалось патронами, развивающим давление более 800 кгс/см2, а другое — более 1200 кгс/см2.
Весь парадокс заключается в том, что при осмотре, обмере и взвешивании стволов этих ружей, никаких различий я не обнаружил, кроме длины патронника и соответствующих клейм. Сомневаюсь, что имеют место какие-то скрытые конструктивные и технологические тонкости, вроде спецзакалки, позволяющие значительно увеличить прочность стволов. Стоимость же ружья с патронниками «магнум» процентов на 15 выше.
Делайте выводы!
Теперь поговорим о диаметре канала ствола. Первое серийное ижевское ружье ИЖ-59 «Спутник» выпускалось со стволом, диаметр канала которого составлял 18,5 мм. Но по ряду причин в 1961 году от него отказались, перейдя на выпуск модели ИЖ-12. По непонятным сейчас причинам канал ствола ИЖ-12, а затем и моделей ИЖ-26, ИЖ-27 был сужен до 18,2 мм, что являлось причиной увеличенной отдачи даже при стрельбе нормальным зарядом (в жаркую погоду можно было отбить плечо и скулу). Ружье модели ТОЗ-34, появившееся несколько позже и оснащаемое стволом с диаметром канала 18,5 мм, имевшее меньший вес, обладало менее сильной отдачей. Спохватившись, «ижевцы» вернулись к первоначальному диаметру канала ствола (18,4 мм), и дульным сужениям — нижнего ствола 0,6, верхнего — 1,0.
Кстати сказать, фирма «Браунинг» свои ружья выпускает со сверловкой канала диаметром 18,9 мм, справедливо считая, что это уменьшает отдачу и способствует более равномерной дробовой осыпи.
Оружие импортного производства «рвет» ничуть не меньше российского — в самом тонком месте раздуваются легкие стволы (даже из хромомолибденовой стали) «Германик» и «Фабармов», разбалтываются после 400-800 выстрелов турецкие «вертикалки», разлетаются коробки «помповиков» и «полуавтоматов».
Одна из моделей охотничьего оружия украинского производства (г. Харьков) — «Апач», на 80% скопированный «Фабарм», — является оружием класса «магнум». Так у этого ружья тяга, ведущая от газового двигателя к затвору, подвергающаяся высоким ударным нагрузкам, изготовлена почему-то из дюраля. И у «Апача», и у «Алтая» (модели ружья, выпускаемого этим же предприятием) очень часто ломается запирающий зуб затвора (это вам не МЦ21-12…). И они легкие. А как же быть с зарядным соотношением 1/96?!
Давно уже стало аксиомой, что оружие, кроме прочности, должно обладать массой, соответствующей мощности применяемого патрона. Современные образцы охотничьего оружия (например, таких фирм как «Браунинг», «Фабарм», «Кригхофф» и др.) снабжаются различными «нейтрализаторами» отдачи, специальными сверловками, но на мой взгляд, особого эффекта это не дает.
Поэтому как компромисс при относительно легких ружьях массой 3,1-3,3 кг, патронами типа «магнум» следует стрелять в виде исключения в особых случаях, когда стрельба обычным патроном не достаточно эффективна. Пару таких выстрелов за охоту еще можно сделать. И это для ружей, рассчитанных под патроны «магнум»!
Часто случается, что патроны «магнум» применяют в оружии, для этого не предназначенном, а охотники, самостоятельно снаряжающие патроны, вдохновленные появлением «магнумов» в продаже и вообразившие, что вообще можно пренебречь рекомендациями по снаряжению патронов, сознательно увеличивают заряд и снаряд, желая добиться преимущества на охоте перед коллегами.
Современные пороха очень чувствительны к условиям снаряжения и требуют повышенной точности отвешивания заряда. Не могу назвать точных чисел, но тенденция такова, что увеличение, например, заряда пороха «Крук» на 5% способствует увеличению давления на 10%, а увеличение заряда на 10% способствует увеличению давления на 40% при прочих равных условиях. А если еще и снаряд увеличить?..
В результате такого безответственного отношения к используемым патронам за последнее время мне попались два МЦ21-12 с совершенно одинаковыми повреждениями. При выстреле патроном «магнум» (неизвестно, с 70— или 76-мм гильзой), запирающий зуб выдержал, но затвор сместился вниз, ломая направляющую там, где она ослаблена вырезом под левую боковую пластину-отсекатель патронов. У затвора оказалась поломанной узкая часть салазки под рукояткой, да и самой рукоятке досталось. Крышка ствольной коробки была основательно деформирована и отломаны фиксирующие выступы передней части. Ствол одного МЦ21-12 был раздут в области патронника, ствол второго выдержал.
Среди двустволок (кроме случая, о котором было рассказано выше) обычно клинят ружья с вертикальным расположением стволов, причем на ИЖ-27 часто ломается запирающая планка и сминается соответствующая область колодки, после чего появляется шат и трудноустранимый зазор между казенным срезом стволов и щитком колодки. Как правило, ружье клинит после нештатного выстрела из верхнего ствола, причем гильзу давлением пороховых газов отрывает по закраине и выдувает «лохмотья» ее основания в образовавшуюся сверху щель (образцы гильз из верхних стволов, заклиненных в ИЖ-27 и ТОЗ-34, изображены на фото 4).
На мой взгляд, данная неисправность вызвана особенностями конструкции российских «вертикалок» с нижним запиранием. Ружей иностранного производства с подобными неисправностями мне встречать не приходилось (наверное, потому, что отечественных ружей на руках у неграмотных охотников подавляющее большинство).
Ружья с горизонтальным расположением стволов клинит гораздо реже, особенно ТОЗ-25, которое имеет странную тенденцию даже слегка приоткрываться при выстреле, так что приходится принимать дополнительные меры.
Резюмируя все вышеперечисленные случаи, рискну дать добрый совет владельцам огнестрельного охотничьего оружия: стреляйте только боеприпасами, соответствующими вашему ружью и держитесь подальше от коллег, стреляющих неизвестно чем.