Главная / 2017 / Оружие и охота №9

"Незаконнорожденный" уникум

Боеприпасы и снаряжение

С момента появления огнестрельного оружия не прекращается борьба за точность выстрела. Улучшение качества выстрела идет по двум параллельным направлениям: модернизация оружия и оптимизация формы снаряда. Вся эволюция стрелкового оружия построена на этих основополагающих принципах.

С появлением унитарного патрона огнестрельное оружие стало развиваться невиданными ранее темпами. При этом любое улучшение патрона влекло за собой и улучшение оружия (и наоборот). По-другому нельзя. Если в середине XIX века само собой разумеющимся фактом было применение крупнокалиберного оружия, стреляющего патронами с дымным порохом, то с изобретением значительно более мощного бездымного пороха стала очевидной вся архаичность крупнокалиберного оружия.

В конце XIX века опыты над уменьшением калибра нарезного оружия производились практически во всех промышленно развитых странах мира. И это ни могло не сказаться на развитии такой фундаментальной науки как баллистика, в которой нашли отражение важнейшие баллистические характеристики снаряда: коэффициент формы, поперечная нагрузка и баллистический коэффициент, в результате чего обоснованно выведена наивыгоднейшая форма снаряда.

Малый калибр

Российской Империи, как известно из истории, поздно взялись за перевооружение армии казнозарядным оружием и уж тем более оружием, стреляющим патронами с бездымным порохом. Архаичную игольчатую систему Карле сменила не менее архаичная «переделочная» система центрального боя Крнка, которую в свою очередь вытеснила система Бердана, а ее — система Мосина-Нагана. Таким образом, уменьшение калибра оружия осуществлялось в три этапа: 6 линий (15,24 мм) — 4,2 линии (10,67 мм) — 3 линии (7,62 мм).

На рубеже XIX-XX веков стало очевидным (и опыты оружейников разных стран это подтвердили), что в действительности возможно еще большее уменьшение калибра без существенного ухудшения эффективности оружия, но значительным улучшением настильности траектории. Малокалиберным оружием свои армии перевооружили: Япония (6,5 мм), Швеция (6,5 мм), Бразилия (7 мм), Испания (7 мм).

В России толчком к исследованиям малого калибра как перспективного для боевого оружия стало окончание русско-японской войны 1904-1905 гг., в ходе которой выявились все преимущества японского стрелкового оружия калибра 6,5 мм.

Более всех продвинулся в исследовании этого вопроса В.Г. Федоров, предложив незадолго до начала первой мировой войны концептуально новый 6,5-мм малокалиберный комплекс «автомат-патрон», опередивший свое время на добрых полстолетия (следует заметить, что калибр 6,5 мм является пограничным, условно разделяющим малые и нормальные калибры, то есть его можно назвать максимально малым калибром, объединяющим хорошую настильность пуль малого— и высокую эффективность пуль нормального калибра). Бесфланцевый патрон Федорова 6,5х57 был первым промежуточным (автоматным) патроном, обладавшим для своего калибра высокими боевыми характеристиками. Масса пули 8,3-8,5 г, начальная скорость при стрельбе из автомата Федорова 650-660 м/с.

И хотя полноценному перевооружению русской армии оружием Федорова помешала некомпетентность царских чиновников и начавшаяся первая мировая война, в своих исследованиях В.Г. Федоров четко обрисовал перспективность 6,5-мм патрона в плане внешнебаллистических характеристик, который набирал все большую популярность в мире (исключая, разве что, саму Россию, — увы, нет пророка в своем отечестве). «…Я решил остановиться на калибре в 6,5 мм, принятом уже в нескольких государствах и, следовательно, имеющем за собой продолжительный опыт службы. Факт наличия на вооружении армии винтовок такого калибра (Япония, Италия, Греция, Румыния, Швеция, Норвегия) не делал рискованным принятие такого калибра, и только дальнейшее уменьшение его я не считал возможным без основательных опытов в отношении убойности… Я остановился на весе пули в 8,5 г с поперечной нагрузкой около 25,75… Общеизвестный факт — пули с малыми нагрузками очень скоро теряют свою скорость на полете, уступая в этом отношении пулям более тяжелым» (В.Г. Федоров. «Оружейное дело на грани двух эпох», глава 10).

Уже во времена СССР у В.Г. Федорова нашелся единственный последователь, кто сумел разглядеть перспективы малого калибра в целом и калибра 6,5 мм в частности. Это был Михаил Николаевич Блюм, детство которого прошло в Киеве в годы Гражданской войны и немецкой оккупации (именно здесь началось приобщение к оружию будущего известного российского оружейника с украинскими корнями). Михаилу Николаевичу в годы тотального запрета на использование нарезного армейского оружия на охоте удалось в сжатые сроки создать целую линейку охотничье-спортивных патронов, используя компоненты боевых патронов (гильзы, капсюли и пороха), но изменяя калибры. Так, в 1957 году Блюмом, в дополнение к уже принятому к производству патрону с высокой начальной скоростью пули 5,6х39 (создан в 1955 году на базе патрона образца 1943 года), были предложены перспективные 5,6— и 6,5-мм охотничье-спортивные патроны на базе гильз 7,62-мм револьвера Нагана и 7,62-мм винтовки Мосина.

Охотничий патрон 6,5х39R с экспансивной пулей изготавливался в небольших количествах для штучных комбинированных ружей МЦ5, МЦ30, ТОЗ-28 и нарезных ружей МЦ5-01, МЦ7, и предназначался для охоты на мелкого и среднего зверя на дистанциях до 200 м. Начальная скорость его 5,4-5,6-граммовой пули составляла 600-615 м/с.

Патрон 6,5х54R создавался в качестве целевого спортивного винтовочного патрона для стрельбы на дистанцию 300 м и проведения соревнований по биатлону (применялся советскими стрелками с 1963 по 1976 гг. вплоть до перехода в 1977 г. на патрон .22LR). Патрон снаряжался оболочечной пулей массой 9,84-9,96 г и обеспечивал высокую кучность стрельбы. Начальная скорость пули при стрельбе из произвольной винтовки «Зенит-4» — 740-745 м/с. Среди основных преимуществ этого патрона стрелки отмечали высокую кучность и меньшую отдачу по сравнению с целевым винтовочным патроном 7,62х54R. На базе этой же гильзы был создан «высокоскоростной» целевой спортивный патрон для стрельбы на дальность 100 м по мишени «Бегущий олень». Начальная скорость его 5,08-5,15-граммовой пули составляла 1020-1040 м/с! Незадолго до того, как упражнение было полностью отменено, этот патрон заменили другим спортивным «блюмовским» патроном 5,6х39 «Бегущий олень» (масса пули 2,7-2,8 г, начальная скорость 1030-1060 м/с).