Главная / 2019 / Оружие и охота №4

Бучанское рыболовное хозяйство. Кто кого?

Полемика

На страницах журнала неоднократно раз печатались заметки о состоянии дел в Обществе военных охотников и рыболовов ВС Украины и отношении к нему власть имущих структур. Вашему вниманию предлагается еще один маленький штрих из жизни этой общественной организации, новое руководство которой прилагает все усилия, стараясь отстоять свои законные права на принадлежащее ей Бучанское рыболовное хозяйство.

В 1976 году Окружной совет Краснознаменного Киевского военного округа (Всеармеского военно-охотничьего общества) издал книгу «В охотничьих угодьях Киевского Краснознаменного». Ее в киевском магазине «Военохот», который в то время располагался на улице Красноармейской, посетителям магазина предлагали бесплатно.

Для увлеченного охотника она представляла несомненный интерес, так так являлось своего рода справочником, на страницах которого преподносилась информация о всех охотничьих и рыболовных хозяйствах Киевского окружного совета Военохота. Там можно было узнать все об угодьях хозяйств, расположении центральных их баз и о путях подъезда к ним. С помощью этой книги руководство центрального совета Военохота Киевского Краснознаменного округа с гордостью демонстрировали успехи, достигнутые в своей работе. Благоустроенные и хорошо оснащенные базы этих хозяйств создавались и работали для обеспечения полноценного отдыха членов общества, а угодья обеспечивали в полной мере желания охотников по добыче трофея.

Теперь это уже история, многое из этих наработок, которые создавались личным трудом каждого члена первичных коллективов военных охотников (КВО) этой общественной организации, после распада Союза перешло в собственность других структур, а то, что осталось, стараются прибрать в свои руки заинтересованные в лакомом кусочке.

В упомянутой выше книге на странице 177 о Бучанском рыболовном хозяйстве, поворот к которому с трассы Киев-Житомир находится на 32 км, говорилось следующее:

«На притоке реки Здвиж — Бучанке раскинулось Бучанское рыболовное хозяйство. Его водные просторы занимают свыше 90 га. Пруды расположены среди лесного массива в живописной местности. Обилие грибов и ягод, большое количество рыбы в прудах, отличный лесной воздух привлекают сюда многочисленную армию рыболовов-любителей и туристов.

Рыболову, попавшему на Бучу, особенно трудно расстаться с этими местами. Раннее утро, ветерок колышет макушки огромных сосен, окружающих со всех сторон озеро. Рассеялся туман. На лодках уже сидят рыболовы с легкими длинными удочками. Леска 0,30 мм вполне достаточна, если умело вываживать 300-граммовых карасей и килограммовых карпов.

В хозяйстве четыре пруда. Два из них с зеркалом воды свыше 40 га. Здесь в большом количестве разнообразная рыба: крупный карп, карась, окунь, плотва, лещ, щука».

Автор этих строк в 1980-х годах с семьей проводил здесь время на летней рыбалке. А уже после аварии на ЧАЭС в составе первичного коллектива охотников Киево-Святошинского военкомата принимал трудоучастие, занимаясь расчисткой и благоустройством территории этого рыболовного хозяйства. Кроме основного здания, тут располагались летние домики, предназначенные не только для ночлега рыболовов, но и многодневного пребывания здесь на отдыхе. Хорошо зарыбленные пруды привлекали сюда не только организованных рыболовов, но и, как принято говорить, браконьеров, поэтому там была организована круглосуточная охрана, которая активно боролась с этим негативным социальным явлением.

Создание Бучанского рыболовного хозяйства началось более полувека назад (еще во времена СССР). Всеармейскому военно-охотничьему обществу Вооруженных Сил СССР были тогда выделены в постоянное пользование земельные участки, расположенные на территориях Бузовского и Колонщинского сельских советов Киево-Святошинского и Макаровского районов Киевской области. Отвод этих участков был произведен согласно распоряжениям Совета Министров УССР (от 03.12.1963 г. №1910-р и от 18.01.1966 г. №51-р), а так же в соответствии с решениями Киевского облисполкома (от 26.12.1964 г. №13, от 28.081965 г. №696, от 11.12.1965 г. №995 г и от 15.04.1966 г. №287).

Эти земельные участки представляли собой малопродуктивные, заболоченные сенокосы на земельных владениях колхоза им. Щорса и совхоза Бузовского (Киево-Святошинского районного производственного сельскохозяйственного управления).

Участки выделялись целенаправленно для создания (и последующей эксплуатации) нерестовых прудов, и прудов выращивания рыбы, предназначавшихся для удовлетворения потребностей членов Военно-охотничьего общества, которое согласно своему Уставу было отдельным, самостоятельным общественным объединением со статусом юридического лица. А свою деятельность осуществляло на основании самоопределения и самофинансирования.

В тот же период и Краснознаменному Киевскому военному округу в постоянное пользование под объект «Буча» (для создания военного городка №265) Совмин СССР распоряжениями от 11.09.1967 г. №1015-р и от 23.10.1968 г. 3 1051-РС выделил земельный участок площадью 920,1 га на территориях Киево-Святошинского и Макаровского районов. При этом в территорию, выделенную Киевскому округу, вошел уже принадлежащий Военохоту земельный участок Бучанского рыболовного хозяйства.

Этот момент наглядно демонстрирует непрофессионализм землеустроителей, которые не акцентировали в официальных документах внимание на уже выделенном общественной организации военных охотников земельном участке.

Возможно, из-за своей некомпетентности они считали военное ведомство в лице Киевского военного округа и не государственную общественную организацию Военохот единым целым. Но, скорее всего, в советское время оборона страны была краеугольным камнем, поэтому никто и не обращал внимания на каких-то там охотников-любителей.

Но необходимо отметить, что права на постоянное пользование земельным участком, выделенным под Бучанское рыболовное хозяйство, с соблюдением всех требований законодательства, были оформлены раньше (последнее решение №287 Киевского облисполкома датируется 15 апреля 1966 г.), чем вышло распоряжение №1015-р Совмина СССР (зарегистрированное 11 сентября 1967 г.) о предоставлении земли под объект «Буча». Но ведь при этом никто не лишал Военохот юридических прав на владение своей землей!

Еще при СССР, с нарушением положений земельного и водного законодательств нашей страны, силами Киевского военного округа в непосредственной близости от прудов были возведены три павильона. В настоящее время эти здания находятся на балансе Национального университета обороны Украины (НУОУ). Один из этих павильонов возведен даже на территории, принадлежащей Бучанскому рыболовному хозяйству.

А из-за этого в настоящее время ситуация здесь иногда доходит даже до абсурда. НУОУ проводит на вышеупомянутых прудах для своих слушателей практические занятия по тактике с преодолением водных преград в боевых условиях.

Представьте себе такую картину. Лето в разгаре. На берегу пруда расположились семьи отдыхающих и рыболовы, мирная идиллия на природе. И, вдруг! К берегу водоема устремляются военные в полной боевой выкладке. Раздаются хлопки разрывов взрывпакетов, звучат холостые выстрелы, и под этот шум военнослужащие на штатных армейских плавсредствах преодолевают водную преграду.

Мыслимо ли такое? Разве в Украине у МО не хватает полигонов, где можно проводить подобные практические занятия при обучении слушателей военных ВУЗ-ов?

Возникает закономерный вопрос. Именно для этих целей и нужна НУОУ территория рыболовного хозяйства общественной организации? Или здесь в полной мере можно предположить и иное?

Возможно, кто-то из руководства МО в перспективе видит совсем другие возможности использования этой территории, наглядным примером чему может служить Ржищевское охотхозяйство, чья центральная усадьба расположена в селе Старое (его угодья находятся на землях военного полигона). После выхода из-под опеки ОВОР, на его территории мгновенно выросли с нарушением действующего законодательства коттеджные застройки, участки которых (отданные в частные руки) на берегу акватории Каневского водохранилища, своими оградами утыкаются в урезы воды.

В условиях жесткой юридической борьбы новому руководству ОВОР ВСУ приходится заниматься отстаиванием своих прав на землю, предоставленную обществу на законных основаниях.

Уже в суверенной Украине, вышедшей из состава СССР, в 1997 году решением Бузовского сельского совета (№119 от 16.09.1997 г.) Центральному совету ОВОР ВСУ в постоянное использование под указанное хозяйство выделен участок площадью 84,55 га. Это было оформлено и Государственным актом на право постоянного пользования землей (серия ІІ-КВ №003439). МО Украины, вроде бы подтверждая этот факт, в том же 1997 году предоставило свой вывод (№148/1229 от 28.11.1997 г.) об оформлении права Центрального совета ОВОР ВСУ на указанный участок земли.

В 1998 году прокуратура Киевской области во время проведения проверки обнаружила, отмеченные выше нарушения действующего в настоящее время законодательства при возведении трех, упомянутых выше, павильонов НУОУ. В связи с этим государственным советником юстиции 2 класса было направлено Министру обороны Украины письмо (№04/3-165 от 06.10.1998 г.) с предложением демонтировать два незаконно построенных в прибрежной полосе водоема павильона. Но предложение это вовсе не требование, видимо поэтому МО обращение прокуратуры не рассматривает. Все здания остались на прежних местах. Здесь необходимо отметить, что проверка прокуратуры только подтвердила, что ОВОР владеет своим участком на законных основаниях. В противном случае непременно были бы отмечены нарушения в этом направлении.

Но дальше события развернулись в довольно интересном и логически непонятном направлении.

Борясь за лакомый кусочек земли в такой близости к столице, МО обращается в Высший арбитражный суд Украины с иском против ОВОР, чтобы лишить общественную организацию законных прав на указанную землю. И этот суд своим решением от 05.01.2000 г. по делу №6/68-т отменяет решение исполкома Бузовского сельсовета, о котором упоминалось чуть выше.

В отношении этого только и можно выразится словами из Библии (Откровение Богослова Иоанна, глава 15, стих 3) «Велики и чудны Твои дела, Господь Бог Вседержитель!». Когда же, наконец, восторжествует здравая логика? Когда органы Минюста повернутся лицом к гражданам своей страны, чтобы защищать их законные права и интересы? Разве пакет юридических документов, выданный ОВОР (начиная с 1963 и заканчивая 1997 годом) на владение земельным участком не является для работников Минюста вполне законным основанием?

О том, что происходит в настоящее время в охотничьей отрасли Украины, наши охотники прекрасно видят и разбираются в сложившейся ситуации. Процветает повальное браконьерство не только на суходоле, но и на водных акваториях. Наша природа терпит невосполнимые потери. Все мы понимаем, что только порядок в угодьях может сохранить и умножить природные ресурсы, как и дикую фауну. Условием этому является правильное ведение работы в охотничьих и рыбных хозяйствах. Но для этого нужно иметь такие хозяйства, в которых ведется целенаправленная работа.

На протяжении последней четверти века наши охотники наблюдали за появлением охотхозяйств коммерческих, в руки которых перешли как государственные угодья, так и некоторые угодья общественных организаций охотников. Но много таких хозяйств, как быстро появлялись, так же быстро и прекращали свою деятельность, словно мотыльки-однодневки. А на территории этих брошенных угодий процветало браконьерство.

Поэтому странно, что когорта власть имущих мужей, выставляющих на показ народу свою любовь к Украине и ее гражданам, действуют вопреки этой «показухе». Наглядный пример их стремлений к защите нашей природы, это отношение к ОВОР, чьи охотхозяйства ранее были образцовыми, а угодья изобиловали дикой фауной, в них была на должном уровне налажена охрана угодий. Может быть тем, кто имеет отношение к решению судьбы ОВОР и ее угодий, подходить к рассмотрению вопросов, связанных с этой общественной организацией, более логично, принимая к рассмотрению все юридические документы, не зависимо от времени их выдачи? А не пользоваться старой народной поговоркой: «Закон, как дышло, куда повернул, туда и вышло», удовлетворяя потребности не совсем совестливых и алчных истцов?