Тяжелые и громоздкие пистолеты-пулеметы (ПП), снятые с вооружения большинства армий мира и повсеместно вытесняемые современными штурмовыми винтовками (автоматами), продолжают отстаивать право на свое существование: слишком значительны преимущества этого оружия в ближнем бою, чтобы отказаться от него совсем. Многие специалисты считают: рано ПП на покой! Их мнение разделял и Ханнес Кеплингер, директор одноименной австрийской оружейной фирмы, занимающейся разработкой и производством современного стрелкового оружия (одно из изделий этой фирмы — универсальная штурмовая винтовка MRCS).
Конструкция первых ПП, ставших непосредственными участниками первой и второй мировых войн, не отличалась особой оригинальностью: их автоматика была построена на использовании массивного свободного затвора. Это была простая система, не требующая больших материальных затрат и усилий на разработку и производство, с невысокими тактико-техническими и боевыми характеристиками. В частности, при ведении автоматического огня свободно перемещающийся массивный затвор, ударяясь в казенную часть ствола, сбивал наводку и сводил на нет прицельную стрельбу. Вероятность попадания в цель была небольшой. Движущуюся мишень можно было эффективно поразить лишь одиночными выстрелами или первым патроном очереди. К тому же первые образцы ПП имели высокий темп стрельбы и сильно «подпрыгивали» в руках стрелков, особенно во время автоматической стрельбы.
Выход был найден, когда на смену свободному затвору пришел полусвободный затвор с различными системами замедления отката: воспламенение патрона происходило в момент, когда затвор запирал канал ствола и оставался в таком положении некоторое время (примером образца оружия с полусвободным затвором и роликовой системой замедления отката может служить ПП фирмы «Heckler & Koch» МР 5). ПП, снабженные такой автоматикой, обладали меньшим темпом стрельбы, меньшей массой затвора и соответственно были более устойчивы при автоматической стрельбе.
Но сложность изготовления и, следовательно, большие затраты на производство таких ПП стали причиной того, что их стоимость приближалась к стоимости автоматических штурмовых винтовок, хотя их боевые характеристики значительно уступали характеристикам последних.
Исходя прежде всего из материальных соображений, Ханнес Кеплингер пришел к выводу, что имеет смысл создать новый ПП более простой конструкции и упрощенной технологии изготовления.
Этот талантливый австрийский инженер-оружейник в новом ПП MP 80 использовал проверенный временем надежный свободный затвор, предложив оригинальный способ улучшения тактико-технических характеристик оружия. Конструктивно решение было весьма простым: необходимо было правильно определить форму затвора, перераспределить его массу и центр тяжести в корпусе оружия.
Затвор МР 80, по существу, является массивным ударником, выполняющим не только функцию накола капсюля патрона, но также и досылание патрона в патронник, запирание канала ствола и экстрагирование стреляной гильзы. Стрельба в MP 80 ведется с заднего шептала, то есть при нажатии на спусковой крючок затвор, двигаясь вперед, захватывает из магазина очередной патрон, досылает его в патронник, зацеп выбрасывателя заскакивает в проточку гильзы, а дно патрона устанавливается в чашечке затвора. Боек, жестко закрепленный в корпусе затвора, накалывает капсюль. На корпусе затвора выполнены две пары пазов, являющихся боевым и предохранительным взводами. В MP 80 применен так называемый принцип выката (раннего выстрела), при котором досылание патрона в патронник и накалывание капсюля происходят еще до полного запирания канала ствола затвором. Благодаря этому возникающую при выстреле отдачу в течение какого-то времени компенсирует массивный подпружиненный затвор, движущийся вперед. После выстрела затвор, откатываясь под действием отдачи назад, встает на заднее шептало и цикл работы автоматики повторяется.