"Рено" FТ-17 Осенью 1915 г. полковник Ж. Этьенн, заручившись поддержкой главнокомандующего французской армии относительно претворения в жизнь своей идеи о создании бронированной машины, первым делом обратился к Луи Рено — известному конструктору и крупнейшему производителю автомобилей во Франции. Однако Л. Рено не принял это заманчивое предложение, мотивируя свой отказ отсутствием опыта в создании подобных машин. Ж. Этьенн разместил первый заказ на танк на фирме "Шнайдер".Лишь к июлю 1916 г. Этьенну удалось склонить Рено к участию в разработке и изготовлении легкого танка. И уже в декабре конструктор представил новую модель гусеничной машины на рассмотрение комиссии Консультативного комитета по артиллерии специального назначения. Комитет отверг предложение, мотивируя это тем, что танк имеет недостаточно мощное вооружение (только пулеметы), малую массу и размеры, которые не позволят ему преодолевать окопы и проволочные заграждения.
К марту 1917 г. совместными усилиями Этьенн и Рено убедили членов комиссии комитета в целесообразности размещения заказа на изготовление 150 машин. Испытания начались 9 апреля 1917 г. и завершились полным триумфом. Это побудило руководство комитета открыть новый заказ на тысячу танков. По требованию специалистов того же комитета на части танков вместо пулемета была установлена 37-мм пушка.
Этьенн предложил увеличить заказ до 2500 машин, включив в него еще один вариант танка — командирский (радиотанк) для налаживания связи и обеспечения взаимодействия между танковыми частями, пехотой и артиллерией. Главком поддержал предложение Этьенна и даже увеличил количество заказанных танков до 3500 единиц. Такой заказ оказался не под силу фирме "Рено", и к созданию машины были подключены еще три французские фирмы, а американцы взялись изготовить у себя 1200 танков.
Как всякое новое дело, производство танков было сопряжено со множеством трудностей технического, технологического и политического характера. Но несмотря на это, танки "Рено" стали поступать на вооружение французской армии уже в марте 1918 г. Конструкция танка "Рено-FT17" оказалась одной из самых выдающихся, а его компоновка до сих пор считается классической. В течение почти 15 лет этот танк являлся прототипом конструкций легких танков.
Чем же знаменито это творение рук человеческих? Как ни странно, простотой в изготовлении, поскольку корпус танка был выполнен в виде жесткого каркаса из уголков и других фасонных деталей, к которым на заклепках крепились броневые плиты, детали ходовой части и двигатель. Последний представлял собой четырехцилиндровый карбюраторный мотор фирмы "Рено" с принудительной подачей бензина, а также воды в систему охлаждения. Заводился мотор вручную. Вращающий момент от мотора передавался через коническое сцепление на механическую коробку передач и далее — на ведущие колеса гусениц. Управление танком осуществлялось торможением или отключением одной из гусениц.
Танк, в котором была реализована масса новшеств, среди которых следует отметить подрессоренную подвеску и поворотную (пока вручную) башню, оказался дешевой, простой, надежной и удобной в эксплуатации машиной. Наряду с высокой проходимостью, способностью преодолевать подъемы крутизной до 45°, рвы и воронки шириной до 1,5 м, танк имел очень малый запас хода и низкую скорость, поэтому к полю боя его перевозили на грузовиках.
В годы первой мировой войны танк "Рено" производился в четырех модификациях: "пулеметной", "пушечной", "командирской" и с 75-мм орудием, установленным в открытой спереди и сзади башне и стрелявшим назад.
Весьма успешное применение танков "Рено" на заключительном этапе войны вызвало огромный интерес к нему во всем мире. Он был закуплен армиями двадцати стран, в числе которых — Бельгия, Бразилия, Голландия, Канада, Китай, Польша, Чехословакия и Япония, Италия и США. Правительства этих государств даже приобрели лицензии на производство танка, которое они начали после окончания войны.
Военная служба танков "Рено" была длительной и разнообразной. Приняв свой первый бой 31 мая 1918 г. в районе Ретц, они закончили военную "карьеру" в 1944 г. на Атлантическом валу.
Участвовали танки и в гражданской войне в Советской России — вначале на стороне белых и интервентов, затем, как трофейные, попали на вооружение Красной Армии. Впрочем, во время гражданской войны в Испании (1936–1939 гг.) они также воевали в армиях обеих сторон.
В начале 20-х гг. французы предприняли ряд попыток модернизировать эти танки. Однако ни одна из новых моделей в массовое производство не пошла. Из модернизированных образцов лишь несколько танков "Рено М24/25" в 1925–1926 гг. состояли на вооружении в составе французской колониальной армии во время войны в Марокко против восставших племен риффов.
Дальнейшая модернизация — новая ходовая часть, состоящая из трех тележек (по четыре сблокированных катка) и двух независимых катков, вертикальные спиральные пружины в подвеске, новые мотор и трансмиссия с дифференциалом в качестве механизма поворота и несколько измененная компоновка корпуса — привели к появлению в 1927 г. танка "Рено NC27". Он оснащался металлическими гусеницами новой конструкции. Они могли заменяться в случае необходимости на резиновые. И тогда при движении машины по шоссе ее скорость возрастала до 35 км/ч. Танк имел большой расход горючего, малый запас хода и затрудненный доступ к мотору, требовавшему частого обслуживания. Ходовая часть была слишком сложна и ненадежна. Вооружение осталось таким же, как у "Рено FT". На вооружение во французскую армию он не поступил, но был закуплен в 1927 г. Японией и получил название "Оцу". Оснащенный 57-мм пушкой и японским дизелем мощностью 75 л. с., модернизированный "Оцу" участвовал в 1931–1933 гг. в боевых действиях в Манчжурии (Северный Китай).
В 1929 г. во Франции в результате очередной модернизации был выпущен танк D1, боевая масса которого составляла 14 т. Его экипаж состоял из трех человек. Машина имела на вооружении 47-мм пушку и два пулемета, ее скорость достигала 18 км/ч, а толщина брони составляла 40 мм. Танк выпускался до 1935 г. Было выпущено всего 150 единиц этих танков.
Продолжением танка D1 явился средний танк D2. Он выпускался с 1936 г. до начала второй мировой войны (около 100 машин). Боевая масса танка D2 составляла 20 т, скорость — 23 км/ч. Вооружение осталось таким же, как и у его предшественника.
Стареньким "Рено" пришлось участвовать и во второй мировой войне. К маю 1940 г. во французской армии на вооружении состояло более 1500 этих машин. Захваченные немцами, они использовались как полицейские машины, а также для укрепления Атлантического вала.
А как же обстояли дела с американскими и итальянскими "Рено"? В 1917 г. американцы заказали 15 тысяч боевых машин, но до окончания первой мировой войны было выпущено всего 7 танков "Рено". Ведь театр военных действий находился за тысячи миль. В течение 1919–1920 гг. из заказанных танков было произведено еще 950 единиц. Внешне они походили на своих французских "собратьев", но имели двигатель мощностью 43 л. с., что обеспечивало скорость до 9 км/ч. Все танки бесцельно простояли на складах до 1940 г. И лишь тогда некоторая часть из них была использована для подготовки танкистов.
Итальянский вариант "Рено" был назван "Фиат-3000" и выпускался с 1919 по 1930 гг. Танки были вооружены 37-мм пушкой, имели массу 5,6 т, двигатель мощностью 63 л.с., запас хода до 100 км. "Фиаты" воевали в Эфиопии (1935 г.), а также в Албании, Греции и Югославии (1940-1943 гг.). Такова родословная лучшего танка первой мировой войны —"Рено".
Т-34 Продолжая тему, я хочу прервать хронологию изложения материала и продолжить ее рассказом о лучшем танке второй мировой войны — легендарном Т-34.
1937 год... Главным конструктором завода в г. Харькове (основанный в 1895 г. Харьковский паровозостроительный, а ныне всемирно известный завод им. В.А.Малышева) был назначен М.И. Кошкин. Завод в то время выпускал танки серии БТ на колесно-гусеничном ходу и параллельно производил их модернизацию.
В том же году конструкторское бюро завода получило заказ на разработку нового колесно-гусеничного танка с противоснарядным бронированием. В соответствии с заданием уже в 1938 г. КБ завода представило проект танка А-20. Работая над реализацией этого проекта, ведущие конструкторы убедились, что лишь машина с гусеничным ходом может стать массовым средним танком с противоснарядной броней.
Я не случайно упомянул время, в которое происходили эти события, подчеркнув цифры и акцентировав на них внимание читателя. В пик борьбы с "врагами народа" (это мы сейчас понимаем, что не с "врагами", а с лучшими его представителями), когда за невыполнение задания партии и правительства наказанием была смерть, а за критику этого задания — высылка в лагеря, руководителю нужно было обладать величайшим мужеством и проявить героизм для того, чтобы иметь собственное мнение и занимать твердую позицию, расходящуюся с линией партии. Такие личности могли проявить себя только в очень сплоченных коллективах, а их действия оставались безнаказанными, только если рабочий коллектив или отдельный работник могли представить к установленному сроку и плановую, и альтернативную разработку. Причем альтернативная разработка должна превосходить плановую по всем показателям. Так и случилось.
Параллельно с проектом танка А-20 на энтузиазме разработчиков, не жалевших ни сил, ни времени, создавался проект другой машины — А-32. Опробование обоих образцов началось летом 1939 г.
Образец танка А-20 имел такую же ходовую часть, как и БТ-7, но теперь все три пары колес выполнялись ведущими. Его боевая масса составляла 18 т, экипаж — 4 человека, вооружение — 45-мм пушка, толщина брони корпуса — 20 мм. Благодаря изменениям в конструкции танка броневые листы устанавливались с большими углами наклона. Образец танка А-32 был вооружен уже 76,2-мм пушкой, имел броню 30 мм, боевую массу 19 т, экипаж — 4 человека, скорость хода — до 65 км/ч. Ходовая часть состояла из пяти пар катков большого диаметра.
Государственная комиссия рекомендовала к принятию на вооружение Красной Армии обе эти машины, простые и надежные в эксплуатации, отметив, что на танках представлен дизельный двигатель В-2.
Опыт применения танков в ходе боевых действий на Карельском перешейке подтвердил правильность концепции разработчиков танка А-32 о превосходстве машин с гусеничным ходом над машинами других типов, а систематические испытания танка показали, что его ходовая часть позволяет увеличить его массу, которая может и должна быть использована для наращивания толщины брони до 45 мм.
19 декабря 1939 г. Народный комиссариат обороны СССР постановил принять на вооружение гусеничный танк А-32, но с броней 45 мм. Новой машине было присвоено обозначение Т-34. Уже в феврале 1940 г. прошел первый испытательно-показательный марш-бросок. Два опытных танка Т-34 буквально примчались из Харькова в Москву, где были представлены на суд членов правительства. Их наблюдал и Сталин — большой любитель новой военной техники. Единодушное "одобряем" ускорило принятие танка к серийному производству.
К сожалению, подготовка серийного производства Т-34 проходила без участия главного конструктора. Он тяжело заболел и 26 сентября 1940 г. скончался. Имя Михаила Ильича Кошкина увековечено на пьедестале бюста, установленного на территории его родного завода в ознаменование 40-летия победы в Великой Отечественной войне. Ближайшие соратники М.И. Кошкина: И.И. Баран, Н.А. Кучеренко, А.А. Малоштанов, А.А. Морозов, М.И. Таршинов и др. — сумели организовать и сплотить коллектив настолько, что уже в июле 1940 г. начался серийный выпуск Т-34. До начала Великой Отечественной войны их было выпущено 1225 единиц! Цифра впечатляющая.
Если представить себе просторы Советского Союза, то на них можно рассредоточить не одну сотню тысяч боевых машин. А именно так и было сделано: для укрепления боевого духа армии по несколько танков было отправлено во все гарнизоны страны. Отдельные танки попали в военные городки, которые противостояли миллионной Квантунской армии императорской Японии, оккупировавшей Северную Маньчжурию. Фактически не было ни одного соединения, укомплектованного лишь Т-34. Не последнюю роль в сложившейся ситуации сыграли ярые противники бронетанковых войск С.М. Буденный и К.Е. Ворошилов — завзятые кавалеристы. Командовать не только крупными, но и среднего звена бронетанковыми соединениями было практически некому.
Великая Отечественная война быстро расставила почти все точки над "i".
Доподлинно известно, что "тридцатьчетв ерки" участвовали в боях с первых дней войны, но не сохранилось документов и очевидцев, описывающих их первые стычки с немецкими танками. Мемуары наших полководцев, героев Великой Отечественной войны, открывают счет с октября 1941 г. Дважды Герой Советского Союза, маршал бронетанковых войск М.Е. Катуков так вспоминал о событиях тех дней, когда он, будучи полковником, командовал 4-й танковой бригадой. "На рассвете 6 октября 1941 г. более 100 фашистских танков и бронемашин с пехотой начали наступление на оборону 4-й танковой бригады у села Первый Воин, южнее г. Мценска. Танки бригады скрытно расположились в засадах в роще и кустах, примыкавших к шоссе. По атакующим немецким машинам сначала открыли огонь 45-мм пушки. Артиллеристы били прямой наводкой. Но силы были слишком неравны. Десятки танков массированным огнем подавили одно за другим наши орудия. До полусотни танков первого эшелона ворвались на позиции мотострелкового батальона, окружили минометную роту. Создалось крайне опасное положение.
Я приказал лейтенанту Куракину помочь пехоте и минометчикам. Его "тридцатьчетверка" вышла из засады на опушке рощи и устремилась вперед по открытому полю. Уже тогда фронтовики успели полюбить Т-34 за мощный огонь, надежную броню, хорошую маневренность и высокую скорость. Она намного превосходила немецкие танки T-III и T-IV своей проходимостью, толщиной брони и бронебойностью пушки. Красивая это была машина, верткая — настоящая "стальная ласточка". Недаром даже Гудериан в своих воспоминаниях посвятил ей, и видимо искренне, немало лестных слов.
"Тридцатьчетверка" лейтенанта Куракина, приблизившись на дистанцию 600-800 м, открыла огонь. Первыми же тремя выстрелами башенный стрелок сержант Иван Любушкин поджег три фашистских танка, четвертым подбил еще одну машину.
Немецкие танки буквально все били по "тридцатьчетверке". Один из снарядов достиг цели — прошил борт. Танк окутался дымом. Но Любушкин продолжал стрелять. Меткий выстрел — еще один танк подбит. Куракин приказал механику-водителю Федорову подать машину назад — на большей дистанции снаряды немецких танков не опасны.
Механик-водитель, как оказалось, был ранен осколком, но превозмогая боль, повел машину задним ходом к лесу. Когда танк остановился, Любушкин снова открыл огонь. Загорелись еще четыре танка. На наших глазах фашистские танкисты начали трусливо покидать поле боя. Один танк Куракина уничтожил в этом бою 16 вражеских машин. Сержант И.Т. Любушкин первым в бригаде был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Умело действовали и другие экипажи. Группа лейтенанта Лавриненко в составе четырех Т-34 смело атаковала целую колонну фашистских машин, втянувшуюся в лощину. Избегая подхода на слишком близкую дистанцию, Т-34 пушечным огнем поджигали вражеские танки. Четыре наших машины удачно маневрировали, появляясь то тут, то там. Это создавало впечатление действий большой танковой группы. В результате противник понес ощутимые потери. Группа Лавриненко уничтожила 15 вражеских танков, два противотанковых орудия и четыре мотоцикла.
Всего же гудериановские дивизии, не продвинувшись в этом бою ни на шаг, потеряли 43 танка и много другого оружия и техники".
С момента своего появления в течение трех лет танк Т-34 превосходил по боевым и маневренным характеристикам все средние и даже тяжелые танки других армий мира. Это было достигнуто за счет оптимального бронирования корпуса, установки дизельного двигателя, а также очень мощного артиллерийского вооружения — 76-мм длинноствольной пушки.
Независимая подвеска обеспечивала высокую скорость перемещения по пересеченной местности, а широкие гусеницы — хорошую проходимость. Установка дизельного двигателя существенно увеличила запас хода и пожарную безопасность танка, а простая его конструкция и технология сборки обеспечили массовое производство и ремонт в полевых условиях.
Во время войны завод был эвакуирован на Урал, но производство до тысячи боевых машин в месяц и совершенствование "тридцатьчетверки" не прекращалось. Так была произведена замена пушки (на более мощную) и гусениц, при этом на каждом танке была установлена приемопередающая радиостанция, цельнолитая башня, новая коробка передач, дополнительные топливные баки, воздушные фильтры, система смазки и много других нововведений, подтверждающих величайший научный потенциал разработчиков и создателей танка.
Задача по организации борьбы с новыми немецкими танками "Тигр" и "Пантера", которые появились на фронте летом 1943 г., была решена в два приема. Первый — была создана башня с увеличенной толщиной брони. Второй — на новую башню установили 85-мм пушку. 15 декабря 1943 г. новая модификация танка Т-34-85 была поставлена на серийное производство.
На базе танка Т-34 за годы войны были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-85, СУ-100 и СУ-122, огнеметные танки ОТ-34 и ОТ-34-85, а также ряд специальных машин: бронетягачей, бронированных ремонтных машин, танковых мостоукладчиков и танковых бульдозеров.
Советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка, самого массового танка в мире, прошедшего от первого до последнего дня по дорогам Великой Отечественной войны. Неопровержимость этого факта подтверждает высказывание одного из руководителей фашистского Вермахта генерала-фельдмаршала Клейста : "Их Т-34 был лучшим в мире!"