Украинские спортсмены не раз становились победителями соревнований различного уровня по стендовой стрельбе. На первой Всесоюзной спартакиаде в 1928 г. из 80 ее участников лучшим оказался стрелок из Житомира А. Батырь.В 1934 г. на Всеармейских соревнованиях первое место заняла команда Киевского особого военного округа (КОВО), а чемпионом в личном первенстве стал член команды-победительницы Н.И. Филатушкин, установивший в этом виде спорта рекорд СССР. На вторых и третьих Всеармейских соревнованиях победу опять праздновали киевляне. Спортсмены Украины и сегодня продолжают успешно выступать на соревнованиях различного уровня. Так, во время Олимпийских игр 1988 г. в Сеуле Золотую медаль чемпиона в соревнованиях по стрельбе на траншейном стенде завоевал Дмитрий Монаков. Рекордсменкой мира и Европы не раз становилась талантливая украинская спортсменка Виктория Чуйко.
Рассказать об этом виде спорта читателям журнала "Зброя та Полювання" любезно согласилась одна из самых титулованных спортсменок мира Юлия Васильевна Клекова — 3-кратная чемпионка и неоднократная рекордсменка мира, 10-кратная чемпионка Европы, 5-кратная чемпионка СССР, многократная чемпионка России и Украины. И все это в таком далеко не женском виде спорта, как стендовая стрельба.
Встреча со знаменитой спортсменкой состоялась на спортивно-стрелковом стенде СП "Сапсан-Спорт" (г. Бровары Киевской обл.), с которым у Юлии Васильевны связана часть ее спортивной биографии.
— Юлия Васильевна, не могли бы вы рассказать читателям нашего журнала о том, что такое стендовая стрельба и как зарождался этот вид спорта? — Стендовая стрельба как вид спорта возникла из охоты на летящую птицу. В середине XIX в., когда появились наиболее совершенные дробовые ружья, позволяющие производить выстрелы в очень короткий промежуток времени, такая охота стала популярной сначала у английской аристократии, а затем и во всем мире. Мишенью стрелков были голуби, которых в те времена употребляли в пищу и специально для этого разводили в огромных количествах. Птиц выпускали из предназначенных для них ящиков с крышками ("садков"), поэтому и охота на них называлась "садочной". Тем же эпитетом награждались и ружья, как нельзя лучше подходившие для этой цели. И как водится у англичан, между стрелками заключались пари, т. е. фактически устраивались соревнования по стрельбе по живым мишеням, хотя этот промысел был официально запрещен еще в начале ХХ в. Побывав в Италии в начале 80-х гг., я видела огромные ангары, где еще недавно разводили голубей именно для этой цели. Впрочем, спортивной стрельбой начали заниматься еще в 1880 г.: сначала стреляли по стеклянным шарам, позже — по тарелочкам —"глиняным голубям". Последние представляли собой перевернутое блюдце, запускаемое специальной метательной машинкой на дистанцию 70–80 м.
— Где и по каким правилам проводятся соревнования? — Во-первых, сейчас существует два вида стендовой стрельбы, которые входят в программу Олимпийских игр. Это стрельба на траншейном (трап) и круглом (скит) стендах. Готовясь к стрельбе на траншейном стенде (рис. 1), стрелок находится на ровной площадке, в 15 м от него вырыта траншея, где установлены метательные машинки (на каждом стрелковом месте по 3 шт.). Центральная машинка метает тарелочку от стрелка, боковые — вправо и влево. Спортсмен должен поразить мишень — тарелочку, вылетевшую в одном из этих направлений. Но задача осложняется тем, что он не знает, в каком именно направлении сейчас вылетит мишень. Таких стрелковых мест на площадке 5, и машинки метают тарелочки по различным траекториям. На пяти стрелковых номерах находится смена — шесть спортсменов, последовательно переходящих от номера к номеру. Очередность стрельбы определяется общей жеребьевкой. Хотя спортсмену по правилам заранее разрешается принять изготовку для стрельбы, а пуск мишени осуществляется по его команде "Дай!", но наличие соперника, ожидающего своей очереди на выстрел, и "дышащего в спину" стреляющему, — сильный раздражающий психологический фактор — может отвлечь спортсмена и сказаться на результатах его выступления. В силу этих обстоятельств соревнования на траншейном стенде проходят очень напряженно и требуют от спортсмена собранности и психологической уравновешенности.
При стрельбе на круглом стенде — иная задача (рис. 2). Здесь всего две метательные машинки: одна, та, что слева, расположена на высоте 3 м в высокой будке, а правая — в низкой на уровне 1,07 м над землей. Расстояние между ними — 36,8 м. Вылетая под небольшим углом фактически навстречу друг другу, мишени пролетают через центр площадки на строго фиксированной высоте: 4,57 м ±46,5 см. На линии, очерченной радиусом 19,2 м, расположено семь стрелковых мест. Восьмое стрелковое место находится в центре на равном расстоянии от обеих машинок. Траектории и очередность запуска мишеней известны спортсмену заранее. Трудность выполнения его задачи заключается в том, что переходя с одного стрелкового места на другое, он каждый раз меняет свое местоположение относительно траектории полета мишеней. Поэтому тарелочки могут лететь как от стрелка, так и на него (на 1 и 7 стрелковых местах) и под различными к нему углами (на остальных (2–6) стрелковых местах). На 8 стрелковом месте мишени пролетают над головой стрелка. Действия спортсмена усложняются еще и тем, что зона поражения мишени очень мала, и мишень проходит ее с большой скоростью. А по правилам изготовку для выстрела спортсмен должен начинать в момент вылета мишени. Кроме того, поражение мишени во время стрельбы на ските засчитывается только с первого выстрела, в отличие от трапа, где по одной мишени разрешено стрелять дважды. На круглом стенде, помимо поочередной стрельбы, практикуется одновременный выпуск двух мишеней навстречу друг другу и стрельба по ним "дублетом". При этом, если мишени, пролетая центр площадки, поражаются одним выстрелом, то результат не засчитывается, и нужно стрелять повторно.
— Юлия Васильевна, скажите, спортсмены-стендовики выполняют упражнения на трапе и ските одинаково хорошо, или существует своего рода специализация? — Действительно, раньше спортсмены стреляли на обоих стендах, но это приводило к усреднению результатов. Дело в том, что условия стрельбы на стендах различные, и от спортсменов требуется быстрая психологическая и физио-моторная перестройка при переходе от одного стенда к другому. Это отражается на спортивных результатах спортсменов. Вот почему в 1966 г. стендовая стрельба была разделена на две самостоятельные дисциплины, и каждый спортсмен специализируется в том виде, который ему психологически больше подходит. Здесь уместно говорить о строгой специализации стрелков. Я посвятила себя работе на траншейном стенде, моя ученица Виктория Чуйко также стреляет на траншее. А ее брат, Сергей Чуйко, — на круглом стенде. Такая стрельба ему ближе и результаты соответственно лучше. Но это только во время соревнований и тренировок. Для "души" каждый спортсмен может стрелять на любом стенде, что помогает ему расслабиться, отдохнуть и в то же время использовать такую возможность для продуктивной стрелковой подготовки.
— Юлия Васильевна, расскажите теперь о самих стендах, и ,может быть, о каких-то эпизодах из вашей спортивной жизни, с ними связанных? — Раз уж мы находимся на стрелковом стенде, расположенном недалеко от Киева, в г. Бровары, и арендуемом сейчас СП "Сапсан-Спорт", то рассказать, наверное, в первую очередь следует о нем. Стенд был спроектирован в 1962–1963 гг., первая очередь была введена в строй в 1964 г. и в этом же году здесь были проведены молодежные соревнования, а в 1973 г. — чемпионат Союза. В 1977, 1978, 1982 и 1983 гг. здесь проходили соревнования на кубок Союза. Вообще, до 1980 г. — года проведения Олимпийских игр в Москве, к которым было приурочено строительство крупнейшего стрелкового комплекса в Мытищах — это был самый крупный стрелковый центр в СССР, состоявший из 4 траншейных и 4 круглых стендов. Это позволяло проводить на нем соревнования любого ранга на очень высоком уровне. К тому же здесь были созданы все условия для тренировок стрелков-"траншейников". Дело в том, что стрелковые площадки разных траншейных стендов могут находиться как на уровне земли (когда метательные машинки находятся в траншее), так и быть насыпными (возвышающимися над землей). Это способствует специфическому восприятию летящих мишеней. Зная, как оборудована площадка на месте будущих соревнований, мы могли тренироваться в условиях, близких к тем, какие нас ожидали, и это позволяло очень быстро адаптироваться к условиям реальных соревнований. Броварской стенд расположен на открытой местности, и летящая мишень видна очень четко. Это выгодно отличает стенд от многих других, ведь фон, на котором приходится "работать" с мишенью, — важный фактор. Помню, в 1979 г. на соревнованиях в Сарагосе стрелять пришлось в очень тяжелых условиях именно из-за этого. Фоном там была глухая железобетонная стена, и мишень можно было увидеть лишь в первое мгновение. Потом она сливалась с серым фоном стены и просто исчезала из вида. Стрелять приходилось, доверившись собственной интуиции. И лишь 146 из 150 разбитых тарелочек оставили чувство удовлетворения от тех соревнований.
В 70–80-х гг. Броварской стенд активно использовался представителями различных спортивных обществ для тренировок и соревнований. Я занималась здесь тренерской деятельностью. К несчастью, с начала 90-х гг. судьба стенда решалась не в его пользу. Начался период перестроечной бесхозяйственности, правительство перестало выделять деньги на спортивные мероприятия, а ведь стрелковый спорт требует огромных затрат. В 1992 г. я с большим сожалением ушла с тренерской работы, потому что больно было смотреть, как разваливается хорошо отлаженная система. К счастью, в середине 90-х гг. стенд арендовало СП "Сапсан-Спорт", возглавляемое Ю.А. Кизько. Именно благодаря его стараниям стенд не погиб. Здесь, как и прежде, льют мишени-тарелочки, налажено производство патронов для охоты и спортивной стрельбы.
— Что вы можете сказать о боеприпасах, используемых для стендовой стрельбы? — Вообще, патрон — это очень важный фактор в стрелковом спорте. От скорости вылета дробового снаряда зависит величина упреждения летящей мишени. В момент выстрела время для стрелка как бы растягивается. Ты выстрелил, а мишень еще летит какое-то мгновение и лишь после этого рассыпается. В свое время я стреляла разными патронами. На чемпионате мира в США в 1970 г. —"Ремингтоном". Сборная Союза использовала "Хубертус" производства ГДР. При подготовке к Олимпиаде-80 мы применяли отечественные патроны, разработанные специально для этих соревнований. Они обладали такой резкостью боя, что казалось, будто мишень срезается бритвой. Выстрелил — и мишень пропала! Вообще, для стрелка-стендовика очень важно чувство полета дроби, оно позволяет действовать на огневом рубеже интуитивно.
— Ваше мнение о патронах, изготавливаемых в цехах СП "Сапсан-Спорт"? — Патроны производятся по лицензии польской фирмы "Хантер", основанной еще в 1949 г. Они изготавливаются на итальянской автоматической линии, что гарантирует строго выверенные навески пороха и дроби, хорошее качество сборки из импортных комплектующих, а в итоге — стабильный бой. Кроме того, они недорогие, благодаря высокому уровню автоматизации при их производстве. В целом патроны вполне отвечают своему предназначению — охоте и спорту.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы стендовой стрельбы как вида спорта в Украине? — Роль спортивных обществ в этом виде спорта уже не столь значительна, как раньше, что, очевидно, связано с проблемами государственного финансирования. Сейчас активно проводятся соревнования между представителями коммерческих фирм. Например, фирма "УкрАвиарух" организует такие мероприятия. Отсутствие поддержки со стороны государства стало причиной того, что ряды стрелков-спортсменов, способных отстаивать честь Украины за рубежом, поредели. По сути, сейчас это немногочисленная группа фанатов стрелкового спорта, борющихся не только за спортивный результат, но и с трудностями, порожденными современной жизнью.
— К слову сказать, а где сейчас тренируется Виктория Чуйко? Ее уже давно не видно на стенде.
— Виктория — это пример того, о чем я только что говорила. Ее спонсоры исчерпали свои возможности, и она уехала работать за рубеж, пообещав мне, что по возвращении мы возобновим совместные тренировки.
— Юлия Васильевна, каковы на ваш взгляд потенциальные возможности стенда СП "Сапсан-Спорт"? — Виктория Чуйко тренировалась здесь в начале 1999 г. в течение всего 2,5 месяцев и заняла на кубке мира в Австралии 9 место. Для получения аналогичного результата другим спортсменам этого класса понадобился бы год усиленных тренировок. Но это говорит не только о таланте Виктории, но и об отлаженной, стабильной работе стенда. Мы отдавали все силы только тренировкам, не заботясь ни о чем другом. Кроме того, это прекрасное место для отдыха на природе. Здесь прошла часть моей жизни, и здесь было неплохо.
— Каким ружьям вы отдаете предпочтение? — У меня было МЦ-108, было "Перацци", но, на мой взгляд, наше оружие все же надежнее. Просто у него нет той рекламы, которая сопровождает импортные модели. Например, ружья "Перацци" популярны потому, что фирма-изготовитель сумела организовать обслуживание своего оружия на всех крупных соревнованиях, высылая на них передвижную мастерскую.
— Вопрос традиционный. Что бы вы пожелали журналу "Зброя та Полювання" и его читателям? — Оружие и человек неразрывно связаны на протяжении всей истории развития человечества. Поэтому воспитание у людей цивилизованного отношения к оружию — самая большая задача, какая может стоять перед изданием такого рода. Ну, а читателям хочется пожелать постоянно находить в нем для себя что-то новое и неожиданное. И всем — здоровья, успехов и прекрасного лета!