Вопрос о классе ружья волнует как охотников, так и специалистов-оружейников. Между тем, нет даже общепринятого определения, что же такое “ружье высокого класса”. Это понятие трактуется многими совершенно по-разному. Одни считают, что серийное ружье, собранное с особой тщательностью, богато украшенное, и есть ружье высшего класса. Другие полагают, что к ружьям такого класса следует относить лишь некоторые модели, обладающие особенным набором конструктивных и эксплуатационных характеристик. Третьи же утверждают, что ружье высокого класса непременно должно быть с замками на боковых досках и собираться вручную. Иногда вместо "ружье высокого класса" можно слышать "ружье высокого разбора", "штучное ружье". Таким образом, существуют различные мнения по поводу того, какие же показатели характеризуют тот или иной класс ружья: системы замков, качество боя, декор, уровень сборки и отладки либо же совокупность всех этих признаков. Кроме этого, необходимо как-то связать между собой класс и цену ружья, класс и живучесть оружия, наконец, рассмотреть вопрос об уникальных ружьях, являющихся уже не только совершенным инструментом для поражения цели, а и представляющих историческую и художественную ценность. Эти проблемы неоднократно пытались разрешить в охотничьей литературе, и нам хотелось бы ознакомить читателей с содержанием этих дискуссий, формирующих охотничью культуру.
Попытаемся же определить, каким требованиям должны отвечать ружья, относящиеся к высокому классу. Для этого рассмотрим вначале ружье в целом, а затем его составные части. Первое впечатление о ружье, как правило, складывается после его внешнего осмотра. Если ружье отличается законченностью композиционного решения, выполнено в традиционно-классическом стиле, то это дает основание отнести его к категории высокого класса. Определенную роль играет характер взаимосвязанности художественной отделки ружья с формами и качеством исполнения.
Часто к ружьям этого класса относят и образцы с использованием богатой гравировки, но с технической точки зрения не совсем совершенные. Вот как об этом писал в книге "Дробовое ружье и стрельба из него" С. А. Бутурлин: "Гравировка и разные украшения значения не имеют: художественное качество их не всякий разберет, а грошевой гравировкой нередко прикрывали пороки и недостатки работы. С другой стороны, первоклассные ружья нередко делаются или совсем без украшений, или с незначительной гравировкой". И все-таки в настоящее время ружье высокого класса имеет гравировку, как правило, дополняющую его общий эстетический ансамбль.
Бокфлинт 12 калибра фирмы "Лебо"изготовлен по образцу ружья "Босс" 1909 г. Одна из наиболее престижных моделей.
Современное охотничье ружье высокого класса — это сложный механизм, состоящий из стволов,коробки с ударно-спусковым механизмом, ложи и цевья, со множеством разнообразных, точно и индивидуально подогнанных деталей.
Одним из примеров классического совершенства, то есть законченности композиционного решения, до сих пор служат охотничьи ружья, разработанные в конце прошлого века и выпускаемые до настоящего времени в очень небольших количествах и только по специальному заказу английскими фирмами "Голланд-Голланд" и "Дж. Перде". За многие годы ружейная техника шагнула далеко вперед, но это оружие до сих пор не претерпело серьезных конструктивных изменений и представляет своего рода эталон охотничьих ружей высокого класса. Их техническое и эстетическое совершенство заключается в такой проработке всех деталей, что каждая из них, обладая высокой надежностью в работе и безукоризненно выполняя свое прямое функциональное назначение, представляет не только совершенную часть механизма, а является еще и составной частью его художественного ансамбля.
Представителями высокого класса ружей считаются и такие изделия, которые выпускаются в виде наборов (гарнитуров). В них помимо самого ружья, также входят инструменты для ухода за ним, а иногда и сменный блок стволов. Ружья наивысшего класса по особому заказу могут изготавливаться парными наборами. Все предметы гарнитура помещаются в специально изготовленный мастерами этой же фирмы футляр, который уже сам по себе произведение декоративно-прикладного искусства.
Ничуть не умаляя значения научно-технического прогресса, все же отметим, что "золотой век" охотничьего оружия пришелся на конец ХiX – начало XX веков, а все современные модели знаменитых фирм в той или иной степени лишь копируют английские, бельгийские либо немецкие ружья, созданные еще в начале нашего века. И если опытные охотники с хорошим вкусом еще могут спорить о том, в хороших или плохих руках находилось то или иное ружье известной марки, то мнения о качестве оружия, произведенного фирмами "Джеймс Перде", "Голланд--Голланд", "Черчилль", "Лебо", "Вестли--Ричардс", "Франкотт" и некоторыми другими (таких фирм считанные единицы), как правило, совпадают. Конструктивные особенности ружья высокого класса заложены практически во всех узлах и механизмах, а некоторые из них присущи только определенной модели.
В отличие от обычных охотничьих в ружьях высокого класса с технической точки зрения заложено все лучшее, что было создано несколькими поколениями оружейников. Таковыми, по мнению большинства охотников и знатоков охотничьего оружия, являются двуствольные переломные ружья с горизонтально или вертикально спаренными стволами (гладкими или нарезными) различных калибров для стрельбы дробью, картечью и пулями. Допускаются комбинации гладкого и нарезного стволов, сверловка “Парадокс” и различные технические усовершенствования, например, установка оптического прицела. Однако в ружьях наивысшего класса оба ствола делают одного калибра и прицельные приспособления – традиционного открытого типа. Высококлассными считаются и некоторые модели трехстволок, прежде всего немецких и австрийских фирм, традиционно специализирующихся на выпуске такого оружия. Следует отметить, что изготовить блок с тремя стволами намного сложнее, чем двуствольный, что уже само по себе предопределяет достаточно высокую стоимость такого ружья.
Стволы ружей высокого класса с горизонтальной спаркой не должны запрессовываться в муфту, так как будет виден стык, или иметь крюк, припаянный высокотемпературным припоем. В месте такой припайки -- зоне высокого давления газов -- стволы становятся менее прочными. Для вертикальной спарки верхний ствол изготавливают по типу моноблока с муфтой, а нижний -- запрессовывают в муфту. Различные сочетания стволов не всегда позволяют применять моноблоки, поэтому в отдельных случаях стволы запрессовывают в муфту, но без потери эстетических качеств.
Стволы высококлассных ружей изготавливают из легированной стали и не хромируют. Хром ухудшает некоторые эксплуатационные характеристики стволов. Однако многие охотники ошибочно полагают, что хромирование предохраняет материал стволов от коррозии, упрощая уход за ними. Но, оказывается, под хромом отдельными зонами происходит коррозия основного материала стволов. Со временем, когда покрытие сходит, и появляются глубокие раковины (чего не наблюдается у нехромированных стволов) они требуют к себе более внимательного отношения при эксплуатации и тщательного ухода.
Декор двухствольного ружья "Бернарделли"
Соединению стволов с коробкой в ружьях высокого класса придают особое внимание, так как от площади сопрягающихся поверхностей элементов (шарнира, стволов, коробки, рамки запирания) зависят живучесть всего узла запирания и качество прицельного выстрела. При отладке механизмов предъявляются высокие требования к шероховатости и твердости сопрягаемых подвижных поверхностей, а также к подбору пар металлов, обеспечивающих взаимное перемещение с минимальным трением и без "заеданий". Считается, что неотъемлемым атрибутом ружей этого класса являются замки на отдельных основаниях (боковых досках). Знаменитые оружиеведы прошлого А.П.Ивашенцов, С.А.Бутурлин называли это оружие "ружьем с полными замками". Отметим, что расположение замков на боковых досках имеет и недостаток: для их размещения требуется выемка пазов довольно сложной формы в древесине ложи в зоне стыка с коробкой, при этом почти 80% объема дерева освобождается под механизм. Это значительно ослабляет ложу и ставит под сомнение прочность ружья в целом. Оружейники и охотники знают, что долговечность ружья определяется прочностью шейки ложи, это своего рода ахиллесова пята оружия. Поэтому многие фирмы пошли на компромисс: они делают декоративные боковые доски, а ударно-спусковой механизм располагают на отдельном основании, что позволяет сохранять до 60% объема дерева ложи. Но такие ружья вряд ли могут считаться "ружьями наивысшего класса".
Чтобы предохранить ударно-спусковые механизмы от коррозии (в случае прорыва пороховых газов через пробитый капсюль), на торце коробки делают специальные отводные канавки или отверстия в зоне расположения бойков. Чтобы избежать прогара бойковых отверстий у ружей высокого класса гнезда под бойки изготавливают из специальных металлов, а сами бойки всегда выполняют раздельно от курков, утапливая за плоскость лба коробки не более чем на 0,5 мм.
В последнее время ряд специалистов-оружейников пытается сформировать у охотников мнение об обязательном наличии эжектора и односпускового механизма у "высоких" ружей. Эти механизмы известны оружейникам давно, но устанавливались они не на всех ружьях этого класса: не все стрелки любят разбрасывать использованные гильзы; при наличии двух спусков у охотника не возникает сомнений, из какого ствола нужно стрелять. А при односпусковом механизме необходимо время для переключения кнопки селектора, что при охоте на крупных хищников может быть опасно. По той же причине многие опытные стрелки предпочитают неавтоматический предохранитель. Автоматический предохранитель, без преувеличения, иногда может становиться потенциальным источником опасности в критических ситуациях на охоте. Все эти вспомогательные устройства, конечно, имеют право на существование в ружьях высокого класса, однако только по желанию самого охотника и в тех случаях, когда пользование ими не вызывает ни малейших неудобств. Такие же детали, как антабки, -- вещь, безусловно, полезная, но все же на ружьях высокого класса они традиционно не устанавливаются. Эти ружья должен носить в руках сам стрелок или его ассистент-оруженосец. Компоновка всех механизмов должна обеспечивать минимальные размеры коробки ударно-спускового механизма, в первую очередь ее высоты, что является довольно сложной задачей, особенно для трехствольных ружей. Оптимальный баланс (расположение центра тяжести) и посадистость (маневренность) ружья создают ощущение меньшего веса, чем он есть в действительности, достигаются за счет рационального рассредоточения массы по длине стволов, ложи и механизмов коробки. Эти качества закладываются в конструкцию модели на основании обобщения опыта эксплуатации с учетом производственных возможностей фирмы-изготовителя и, самое главное, с учетом мастерства исполнителей-оружейников.
Ложу и цевье изготавливают из высококачественной, выдержанной древесины грецкого ореха с красивым, сложным естественным рисунком, многократно пропитывают натуральной олифой и тщательно полируют, причем даже внутренние пазы. Форма ложи при наличии двух спусковых крючков -- прямая (английская), при односпусковом механизме -- с выступами для руки (пистолетная) и под щеку. Шейка ложи не должна быть слишком толстой даже у очень мощных штуцеров; накладной затыльник ложи и розетку на пистолетной шейке не устанавливают, а украшают эти места резным орнаментом. Цевье у ружей высшего класса, как правило, отъемное.
При изготовлении таких ружей особые требования предъявляются к качеству отделки наружных и внутренних поверхностей металлических и деревянных деталей. Возможно, некоторых удивят ружья высокого класса без гравировки. Ничего удивительного: ружья массового производства значительно уступают "высоким" ружьям по качеству пригонки сопрягающихся элементов. У серийных моделей, например, зоны сопряжения шарнира с коробкой, рычага запирания с коробкой, шлицы винтов и их контуры имеют значительные геометрические отступления и зазоры. Стык стволов с муфтой также заметен и не ласкает взор покупателя. А два-три штриха, сделанные граверным резцом в определенных местах, скрывают погрешности в сборке. Поэтому-то заводам выгоднее нанести хотя бы простенькую гравировку, чем получать нарекания от покупателей к качеству сопрягаемых элементов.
Высокохудожественная гравировка на ружье, сделанная без перенасыщения сюжетов, несомненно, украшает его. Но художники-граверы иногда грешат излишним украшательством. Порой люди, глядя на гравировку, не видят труда предыдущих мастеров -- слесарей-сборщиков, конструкторов, которые, собственно, и подготовили поле деятельности для гравера. Сами по себе ружья высокого класса не нуждаются в дорогостоящей гравировке и чеканке, в инкрустациях перламутром и драгоценными металлами. Исключение составляют лишь подарочные экземпляры (см. цветную вкладку).
Пригонка ложи к коробке, врезка металлических деталей цевья -- самая тщательная, обеспечивающая практически полное прилегание к металлическим поверхностям. Нанесение насечки на ложу в зоне шейки, затылка, на цевье выполняют вручную со строго симметричным расположением нарезов, с равномерным шагом и глубиной. Детали ударного и спускового механизмов отличаются высоким качеством обработки; в отдельных случаях эти детали покрывают позолотой (см. цветную вкладку).
Защитно-декоративное покрытие стволов должно быть однотонным. Для этого применяют химическое оксидирование (воронение) черного, реже коричневого или синего цвета. Основания замков (боковые доски) в тех случаях, когда они изготовлены из нержавеющей стали, после гравирования подвергают химическому пассивированию, а для обычных сталей часто применяют мраморную закалку.
Многие фирмы, выпускающие серийные ружья, стараются делать небольшое количество штучных ружей высокого класса или подражаний выдающимся моделям, уже давно завоевавшим мировую славу, -- именно эти ружья поднимают авторитет предприятий, олицетворяя, с одной стороны, его технический и культурный потенциал, а с другой, -- бережное отношение к оружейным традициям. Какое же место занимают эти ружья на современном оружейном рынке? Ружей наивысшего класса всеми фирмами мира (а их производство сосредоточено в основном в Европе) выпускается всего несколько сотен в год; от оформления заказа до передачи готового ружья заказчику проходит иногда несколько лет. Круг покупателей таких ружей довольно устойчив и некоторая активизация тех или иных фирм связана, скорее всего, с юбилеями самой фирмы, выдающимися событиями в жизни коронованных особ и наиболее известных людей. Изготовление ружей наивысшего класса особого богатства их авторам не приносит, но, конечно, мировую славу среди ценителей охотничьего оружия создает. Люди, выкладывающие огромные деньги – иногда речь идет о сотнях тысяч долларов, конечно же, покупают не рабочее ружье для охоты, пусть даже и высочайшего качества – они покупают имя фирмы и собственный социальный статус. Не зря эти ружья имеют еще одно название –"престижные". В следующих номерах журнала мы подробнее расскажем об английской оружейной школе, которая считается классической, о выдающихся оружейниках и лучших охотничьих ружьях Бельгии, России, Германии, Италии и других стран мира.