С 1977 г. в стране вступил в силу новый Закон об охоте, в соответствии с которым весь животный мир считается собственностью государства и охраняется исключительно в национальных интересах. Ему предшествовала борьба между сторонниками и противниками охоты на протяжении двух последних столетий. Действующее ранее законодательство учитывало исключительно интересы охотников.Так, в соответствии с Конституцией государства, землевладелец мог запретить на своей земле любые действия, но только не охоту. В стране широко процветало браконьерство и практически отсутствовали ограничения на применение различных орудий и способов охоты. Используя природный рельеф местности и меридиональное положение страны как "магистральной дороги" для сотен миллионов пернатых при сезонных миграциях, браконьеры сетями, силками, клеями, ловушками уничтожали сотни миллионов певчих птиц, десятки тысяч хищных птиц и сотни тысяч других видов пернатых. Не лучше обстоит дело и с охотничьими видами млекопитающих, над которыми нависла угроза полного истребления.
Это связано с тем, что в Италии охотники составляют около 4% населения страны, и политические партии государства боятся потерять популярность среди многочисленной и хорошо организованной части населения, которую составляют приверженцы охоты. Кроме того, большая часть населения занята в производстве охотничьего оружия (в Италии за год на внутреннем рынке реализуется до 0,5 млн. ружей и 1,5 млрд. патронов), сопутствующих охоте аксессуаров, экипировки и др.
Вот почему охотничье законодательство в стране не функционирует должным образом, а дебаты по этому поводу не прекращаются до настоящего времени.
Управление охотой и охотничьим хозяйством возложено на местные органы власти. Право на охоту имеют лица, достигшие 18-летнего возраста. Начинающий охотник может охотиться лишь в сопровождении охотника с 3-х летним стажем. Охотиться разрешено только три дня в неделю (по четвергам и пятницам охота запрещена повсеместно), с восхода до заката солнца и на расстоянии не менее 150 м от жилых строений.
Закон резко сократил количество видов охотничьих животных, добывание которых разрешено. Четко определены сроки охоты, особенно на пролетные виды. Запрещена торговля строго охраняемыми видами животных, среди которых — волк, горный альпийский козел, серна, тюлень-монах, аисты, журавли, фламинго, лебеди, орлы, грифы, совы. К наиболее редким и тщательно охраняемым относятся все хищные птицы, чайки, крачки, цапли, гуси, поганки, сизые голуби, стрижи, синицы, дятлы, ласточки, камышевки, соловьи, корольки, крапивники. Четко определены карательные меры за нарушения — штраф, лишение права охоты (временно или навсегда). Полностью запрещена охота в национальных парках и других резерватах. В соответствии с Законом защитники природы (партии, организации) имеют право направлять своих уполномоченных в местные охотничьи организации для контроля за их деятельностью.
Положения Закона предоставляют охотничьим обществам право управлять ресурсами диких животных на участках, составляющих 1/3 общей площади страны. Закон запрещает ввоз в страну экзотических видов дичи.
Согласно Закону охраняемые территории должны составлять не более 1/4 всех сельскохозяйственных угодий и лесной территории каждого административного района. Собственник земли не имеет права ограничивать свободу охоты на частных землях.
В целом, положительно оценивая Закон об охоте 1977 г., необходимо отметить и недостатки многих его положений. Он допускает отлов пернатых сетями и ловушками с подсадными птицами (отлов "манных" птиц и продажа отловленных певчих птиц для домашнего содержания), но на практике это равнозначно разрешению использования сетей. Этим широко пользуются предприимчивые люди, количество которых невелико и составляет всего несколько сотен. Тем не менее, они отлавливают таким способом миллионы птиц ежегодно.
В Италии в последнее время предпринимались неоднократные попытки со стороны различных организаций "зеленых" запретить охоту полностью. Проводились сборы подписей для организации общенационального референдума, однако Конституционный суд Италии вынес вердикт, подтверждающий, что антиохотничий референдум противоречит действующей Конституции государства.