Журнал "Охотничий вестник" №48, декабрь 1915 г.
Черниговская губерния составляет границу между великороссийскими и малороссийскими губерниями. Она прилегает к Днепру и важным притоком его Десною делится пополам. Кроме этих больших рек довольно многоводны и следующие: Ипуть, Судость, Сейм и Беседь. Большая половина губернии — степная — южная ее часть, на которой водятся дрофы. Эта дичь смирная и подпускает очень близко. Там же находится и знаменитое болото Замглай.По Десне и Судости, по луговым озерам водятся массы уток, дупелей и другой водоплавающей дичи, которая еще до взлета усердно преследуется мужиками. Почепцы на Судости, идя на дупелей, берут с собой не менее 1–2 фунтов пороху и соответствующее количество дроби.
За день, за два весь харч выходит и охотники возвращаются с полными мешками дичи. Зайцы водятся везде; куропатки тоже, за ислючением разве северных уездов, где несколько лет тому назад погибли в снежные зимы под настом. В последнее время стали разводиться. В Стародубском уезде охотничье общество выписало для развода несколько пар и выпустило на свободу. Лучшие места по охоте лежат на севере губернии, где казенные Брянские леса сходятся с частновладельческими в Мглинском уезде. Здесь водятся: лось, медведь, рысь, волк, лисица, барсук, куница и, конечно, заяц и белка. Попадается изредка коза.
На реке Ити водится выдра. Из птиц можно указать на следующих: глухарь, полевой тетерев, рябчик, вальдшнеп. Отличные глухариные тока находятся у д.д. Луковицы, Мамаевки, Муравьев и Макарич. Леса давно уже начали вырубать и потому замечается уменьшение такой сторожкой птицы, как глухарь. На порубах их место заняли тетерева и количество их увеличивается. Здесь также находят надежный приют и зайчики, и лисичка. Местами бывают чудные тяги, но понемногу тянут, везде.
На перелетах не охотятся. Раньше хорошие перелеты были около г. Мглина у села Шумаровка. На чучела по тетеревам и уткам тоже не охотятся. Зимой кое-кто стреляет тетеревов с подъезда. Лисиц бьют по большей части случайно из-под собак.
На волков устраивают облавы, оканчивающиеся редко удачей, а также мужики по зимам травят стрихнином, причем больше отравляется собак, чем волков. В годы обилия белок появляются куницы, и тогда за ними начинают охоту все, у кого только есть какая-либо фузея. В последнее перед войной время развелось много гореохотников, из коих едва 10% берут билеты, а остальные охотятся вовсю, по всякой дичи и во всякое время, отчего ощутительно уменьшается ее количество.
Война приостановила это истребление. Лоси, заселявшие северную и северо-восточную часть Мглинского уезда, постепенно исчезают. Причиной этого исчезновения служат два фактора: вырубка лесов и незаконная охота. Не очень давно в с. Разрытом появилась сибирская язва, от которой заразились и лоси. В недрах трущоб находили много трупов павших от этой болезни лосей. Немного их здесь осталось, но и их добили досужие мужики охотники из д. Лисок. Одного лося, до 30 пудов, лисковцы убили весной и ночью, взяв тайком у лесопромышленика лошадь, перевезли поближе к деревне, где, поделивши, и спрятали в лесу в бочонках. Кто-то подсмотрел их кладовую и уворовал все мясо вместе с посудой.
В общем же дичь еще есть и, если бы был хотя какой-либо контроль и соблюдались сроки, то горевать охотникам нашим не о чем бы было.
Будем пока питаться надеждой на лучшее будущее и всеми зависящими от нас мерами способствовать привитию в среде шкурятников и беззаконников понятия собственной их пользы, а этому помогут собственный пример и при случае беседы; хоть что-нибудь, хотя маленькая капля пользы получится, и то хорошо.