Наш коллектив военных охотников № 179, созданный в середине 80-х гг., за время своего существования выезжал на открытие охоты в разные места. А в некоторых особенно полюбившихся охотхозяйствах сезоны охот мы начинали по нескольку раз. Но разве угадаешь, где охота будет наиболее удачной? Чаще всего, конечно, выезжали без предварительной разведки, полагаясь только на интуицию, или с целью разведать новые места. Если угодья приходились по душе, то возвращались туда еще раз.Новые условия, а тем более, личные возможности, значительно сократили маршруты радиальных выездов. И в этом году, особо не разгоняясь, мы решили вспомнить былое и выехать на открытие охоты по перу в Гусенцы — базу Ржищевского хозяйства военных охотников, что на левом берегу Каневского водохранилища. Но в этот раз мы отправились не в сами Гусенцы, а на базу Аврамы. Расположилась она в двух километрах от села, живописно раскинувшись на берегу лесного озера, образованного заливом водохранилища и отгороженного от него дамбой.
Встреча с этими песчаными дорогами невольно навеяла воспоминания о нашей первой поездке сюда и первой встрече с Гусенцами в 1987 году, когда после аварии на Чернобыльской АЭС пришлось окончательно расстаться с Теремцами — охотничьими угодьями в верховьях Киевского водохранилища. В тот раз мы, блуждая как в лабиринте, распутывали хитросплетения песчаных дорог. Снова перед глазами встала церковь с колокольней, немые остатки села, почившего в водах водохранилища. Вспомнились заводи с обильной ряской, разделенные грядами камышей, остров с двугорбой, как спина верблюда, сопкой. Поднявшись ночью на ее вершину, мы, околдованные красотой и величием полной луны, наблюдали в тишине, прерываемой утиной перекличкой, рябь серебряной лунной дорожки на поверхности воды, темные гряды камышей и огни Ржищева на противоположном берегу. В те прекрасные, но далекие годы база Гусенцы могла предоставить охотникам двадцать лодок, ночлег в добротном кирпичном здании, кухню для приготовления еды. Здесь можно было отлично провести отпуск, получив удовольствие от рыбалки, охоты, сбора грибов. На острове вдоволь места для отличных палаточных стоянок. В заводях по обеим сторонам острова — неплохие охотничьи угодья, славящиеся обилием дичи во время осеннего перелета. Уникальность угодий Гусенцов всегда привлекала меня, но побывать на озере, о котором от охотников слышал неоднократно, не удавалось. И вот теперь время пришло. Стрелка на дереве у лесной дороги с надписью "Аврамы", словно в детской сказке или старинной былине, указала нам направление, а раскатанная песчаная дорога, покачивая нас на ухабах и бугорках, привела на поляну у берега озера, где возле навеса над длинным столом и кухонной плитой, как на колхозном полевом стане, рядом с вагончиками базы нас встретил егерь — Петкевич Тадеуш Станиславович.
Все высыпали на берег, чтобы сразу оценить место предстоящей охоты, и, под рассказ егеря о традициях базы, осматривали озеро и окрестности. И вот тут мнения коллектива разделились: одним озерные угодья пришлись по душе, другие рвались на открытую воду водохранилища. Нужно отметить, что именно охотники со стажем оценили преимущества охоты в этом месте. Но после того, как Тадеуш Станиславович показал план-схему озера, и рассказал, где над ним обычно "тянет" утка, а также о великолепной рыбалке, компромисс был найден. Задымил костер и закипел традиционный кондер в ведре — так закончился вечер пятницы, дня нашего знакомства с Аврамами.
Субботнее утро встретило нас ярким солнцем и теплой водой. Купание, рыбалка, отдых на берегу как нельзя лучше подготовили нас к часу открытия охоты, когда, занявши свои места в лодках, мы поплыли по глади лесного озера в поисках того самого заветного уголка, где каждого охотника, как ему казалось, ждет удача. Именно здесь и дали о себе знать способности и опыт по выбору подобных мест, знание утиных повадок. Раздался сигнал гонга, поданный егерем ровно в 18.00, загремели выстрелы — сезон охоты был открыт. Где-то выстрелы звучали чаще, видимо, утка там "тянула" лучше, а в другом месте — только одиночные и то с большими перерывами. Кто-то за вечернюю зорьку выпустил весь патронташ, а кто-то сделал всего три-четыре выстрела.
Прекрасный августовский вечер с великолепным закатом завершил день открытия охоты. Праздничное настроение не смогли омрачить даже тучи комаров, "радостно" встретившие охотников.
За ужином, обмениваясь впечатлениями и подсчитывая трофеи, выяснили, что правильно выбрать место для номера — это еще только половина успеха. Ведь нужно еще и "взять" утку, то есть выстрел должен быть не только точным, но произведенным таким образом, чтобы утка упала на чистую воду, а не в камыши, где ее потом не отыщешь. Для этого одних навыков в стрельбе недостаточно — необходимы выдержка и умение сдерживать свой азарт.
К сожалению, база Аврамы утратила былую славу, а тем самым и перспективу развития. Условия нашей жизни, вызванные экономическим положением в стране, сделали Аврамы, Гусенцы и многие подобные им базы малодоступными для широкого круга охотников. А жаль. Живописное лесное озеро с базой на опушке леса у самого берега — прекрасное место отдыха. Здесь можно хорошо порыбачить, поохотиться как с лодки, так и с берега, отдохнуть, наслаждаясь свежим воздухом и восхищаясь неповторимой красотой природы. В перерывах между утренним и вечерним летом, если не возникает особого желания покараулить в засидке лысуху или камышницу, можно "отвести душу", собирая грибы.
Уже по дороге домой, "наматывая" на колеса машины ухабистые километры грунтовых песчаных дорог полигона, я размышлял о том, что как бы то ни было, открытие охоты свершилось. Все надежды на успех — в предстоящих охотах, благо весь сезон впереди.