Главная / 2001 / Оружие и охота №11

Гравировщик, народных художник Удмуртии Л. М. Васев

Ижевское оружие штучной работы, представляющее собой сложное сочетание традиций древнерусских мастеров, народного творчества и современного дизайна, — явление пока еще малоисследованное. Но уже сейчас можно утверждать, что из всех продолжателей этого дела наиболее полно воплотил в своих изделиях все характерные черты ижевской школы граверов-оружейников Леонард Михайлович Васев (1927–1972 гг.).В сравнительно короткой биографии Л. Васева, пришедшего на завод в годы Великой Отечественной войны, а после победы над фашизмом совершенствовавшего свое искусство в г. Зуль у немецких граверов, нет ничего выдающегося. Достойным восхищения является его искусство. Мастер-рисовальщик, незаурядный скульптор, неутомимый рационализатор, талантливый педагог, он внес неоценимый вклад в дело совершенствования ижевских миниатюр на металле, а также модернизации техники гравировки.

Большая заслуга народного художника Удмуртии в том, что он возродил в отечественной практике художественного оформления оружия искусство многоцветного гравирования. В 1958 г. Л. Васев разработал экономичный способ прочной и выразительной всечки драгоценных металлов, использовав канавки типа "ласточкин хвост". Этот широко распространившийся впоследствии прогрессивный метод художественной обработки изделий обусловил одну из главнейших самобытных черт ижевского оружия штучной работы. Уже через три года мастер-новатор предложил новую методику гравировки рисунков и надписей на металле, изменив способ закрепления драгоценных металлов на стали и использовав многоцветные сплавы золота и серебра. Соединенные в разных пропорциях и с добавками других металлов они давали желтые, белые, красные, оранжевые тона и зеленоватые оттенки. Всеченные нити после полировки сливались в одно колористическое целое. Это был настоящий переворот в истории создания оружия мастерами-штучниками. Скупая черно-белая гамма, изредка оживлявшаяся чеканкой на благородных металлах, сменилась трепетной, нежной живописью. Свой метод гравировки Л. Васев так и назвал —"живопись металлом по металлу". В его ружьях, а также в изделиях его учеников краски небесного светила на закате, блестящей глади воды, зеленеющей листвы, меха зверей отныне не просто домысливались по неким условным штрихам, а сразу узнавались в умело расположенных и хитроумно закрепленных нитях и крупицах сплавов. Л. Васев был не только талантливым гравером-художником, но и страстным охотником, знавшим повадки лесных обитателей. Сценки из жизни животных, выгравированные на его ружьях, близки, понятны и дороги сердцу каждого охотника. Глухарь на сосне, бегущий заяц, куропатка в траве, взлетающие утки, ревущий в чаще лось, выслеживающая добычу лиса, вспугнувшая дичь собака — эти эпизоды, подобно камешкам мозаики, складываются в эпическое повествование о богатстве и красоте русской земли (фото 1, 2). С необыкновенной щедростью и большим вдохновением создавал Васев потрясающую "зимнюю фантазию". Тончайшими штрихами, отражающими свет своими полированными гранями, он расписал ставший уже легендарным у ижевских граверов поэтичный, неуловимый, искрящийся "мороз". Металл заиграл перламутровыми переливами холодных зимних оттенков. С применением этой трудоемкой техники сам Л. Васев оформил только два ружья (ИЖ-54 образца 1956–1957 гг.). Трое его учеников тоже использовали такой прием. Следует особо отметить юбилейные ружья Л. Васева. Два ружья ИЖ-54, посвященные В.И. Ленину и 50-летию Октября (1965–1967 гг.),— это настоящие шедевры оружейного искусства. На левой плоскости ружейной коробки В.И. Ленин изображен возле шалаша в Разливе. На противоположной плоскости он же показан на опушке рощицы, тронутой красками осени. Вся композиция излучает тепло нежных тонов утренней зари. Ружье оценено в 1 млн. долларов США. Еще одно ружье ИЖ-54 художник посвятил классикам русской литературы, писавшим об охоте. Композиция "Бежин луг", созданная по мотивам рассказов И.С. Тургенева, отображает такую картину: четверо деревенских ребятишек у костра и охотник с собакой. Пламя, переданное сплавами золота, бросает блики на холодные фигуры, выполненные из серебра. Глухой темный фон ассоциируется со звездным небом. Тема уникальной композиции, выгравированной на нижней плоскости ружья заимствована с полотна великого русского художника В. Перова "Охотники на привале" . Лица людей, слушающих рассказ одного из охотников, их непринужденные позы, закат, блеск воды — все это выполнено мастерски и выглядит реально, что еще раз подтверждает высокое качество работ Л. Васева, его талант художника-гравера.

Все ружья мастера — это сложно организованное целое, гармоничный и многогранный ансамбль, в котором каждая деталь выполнена предельно выразительно. Потребовалось два года напряженных творческих поисков, были сделаны десятки эскизов, сотни зарисовок и контрольных проверок, прежде чем это уникальное оружие предстало перед посетителями Всемирной выставки в Монреале в 1967 г. Через пять лет такое ружье было подарено Оружейной палате к ее 425-летию. Являясь одним из лучших экспонатов музеев московского Кремля, оно служит бесспорным свидетельством высокого уровня художественного мастерства ижевских оружейников.