Главная / 2002 / Оружие и охота №3

Волки

Мир охоты
Волк – крупный и очень сильный хищник. По неполным данным в СНГ обитает свыше 80 тыс. волков. Если учесть, что волки являются исключительно плотоядными то даже при полуголодном суточном рационе (2 кг) эти хищники съедят в течение года не менее 60 тысяч тонн мяса.Огромный ущерб наносят волки и охотничьему хозяйству, уничтожая в большом количестве диких копытных, пушного зверя и массу пернатой дичи. Особенно увеличилось поголовье волков в послевоенные годы, когда бродячие овчарки пополнили волчьи стаи. В результате этого в лесах появились животные-гибриды. Предводимые такими "полукровками" стаи становились особенно опасными, потому что вожаки не боялись человека и хорошо знали, чего от него можно ожидать. Подобного зверя нам удалось добыть в декабре 1986 года в Чернобыльском районе. Внешне он ничем не отличался от матерого волка (длина – 219 см без учета хвоста), и только при внимательном изучении окраса удалось установить, что это помесь волка с собакой.

Убедиться в правильности такого вывода несложно. Необходимо выдернуть волос из холки и из основания хвоста животного. Если волос четырехцветный (черный, коричневый, светло-серый и белый) – это волк, если трехцветный – помесь.

Волк – умный, осторожный, красивый зверь. Передвигается он всегда бесшумно, подобно тени даже в самой густой чаще. Животное имеет могучие мышцы, особенно в области груди и шеи, и может развивать скорость 60-65 км/ч, так что догнать лисицу, зайца ему нетрудно. Уходя от преследования, волк покрывает за сутки расстояние в 120 км, а в поисках пищи проходит за ночь в среднем 25-30 км. Как правило, во время переходов матерая волчица идет впереди, а матерый отец замыкает шествие. К скотомогильникам эти животные приближаются с большой осторожностью и обязательно из-под ветра. Волки очень прожорливые. Например, взрослый волк может съесть сразу до 15 кг мяса, мощными зубами он свободно разгрызает самые крупные кости.

Среди охотников бытует мнение, что разорение волчьего логова – дело опасное. Но это не совсем так. Обычно волки-родители, заметив человека, уходят, нередко оставляя волчат на произвол судьбы. Своего логова волки держатся до первой пороши, после выпадения снега ведут кочевой образ жизни, меняя места набегов и дневок. Хотя животные эти находятся вне закона и подлежат отстрелу в течение всего года, численность их остается более или менее стабильной. Первого волка, я убил в 1976 году в с. Бычки, Чернобыльского района – это был матерый зверь (фото 1). Тогда мы выследили волчий выводок на берегу лесного болота в густом кустарнике. В выводке было пятеро зверей: двое матерых и три переярка. Волки как раз собирались поохотиться на косуль. Разобравшись в следах, мы сообразили, что один, матерый, залег в самых густых зарослях, а остальные, обойдя место дневки косуль, рассыпались веером, чтобы гнать добычу на притаившегося в засаде вожака.

Но мы помешали волчьей охоте: выставили стрелков, пошли загонщики. Сначала я увидел мелькнувшие силуэты косуль, а потом приближающегося трусцой матерого волка. Я уложил его посреди просеки первым выстрелом. Остальные попытались прорваться через линию стрелков. Двое переярков при этом были убиты, волчице и еще двум переяркам удалось уйти. После этого мы организовали еще два загона. Волков не нашли, но мне снова повезло, я "взял" лисицу. Охота на волков оказалась настолько захватывающей, что уже на следующий год мы с егерями приготовили флажки и решили заняться волками по-серьезному. Тем более, что наглость серых разбойников достигла предела. Они стали наведываться в лесные села, по ночам бродили по сельским улицам, как по Бродвею. Деревенские собаки прятались в будках, а те, что посмелее, пытались дать отпор, но это кончалось для храбрецов чаще всего плачевно.

Но вот в один морозный январский день приехал егерь А. Ручко и сообщил, что выследил стаю из восьми или девяти волков. Мы быстро собрались, захватили катушки и отправились в лес. Объехав указанный егерем участок, подсчитали следы и, убедившись, что волки в квартале, стали развешивать флажки. Через час кольцо сомкнулось. Волки не выходили. Стрелки заняли свои места, заскрипел снег под ногами загонщиков… Долго ждать не пришлось. Звери шли по коридору цепью следом за матерой волчицей. Раздались выстрелы. Волки заметались в окладе, надеясь вырваться из рокового круга. И бывалая волчица наконец решилась – скользнула под флаги, показывая пример растерявшимся зверям. Следом за ней вырвалось из оклада еще пятеро, но четверо волков осталось лежать на снегу.

Это была наша первая удача.

В тот зимний сезон мы уничтожили 18 волков, и лисицам тоже досталось (фото 2,3,4).

Охота на волков очень увлекательная и азартная, у тех, кто в ней участвовал, впечатления остаются надолго.