Главная / 1999 / Оружие и охота №3

Охотничьи народные приметы

Охотничьи народные приметы

Мне кажется не безынтересным будет поделиться с читателем теми взглядами, поговорками и предрассудками наших крестьян-охотников, которые сплошь заполняют их охотничье миросозерцание, представляя смесь опыта, наблюдательности и суеверия.

Взгляд их на право собственности охоты выражен поговоркою "На дичь хозяина нет — она Божия". Запрещению производства охоты до 29 июня противопоставлены поговорки: "Наши деды Петра не знали, а без дичи не бывали" и "До Петра ждать, так и уток не видать".

В праздник Благовещения охотиться грех и с охотником обязательно будет несчастье. Самое хорошее ружье можно испортить, если убить из него сороку. Наоборот, чтобы сделать бой ружья более резким и кучным, нужно в заряженое ружье опустить змею (гадюку) и выстрелить. В каждый заряд дроби нужно класть одну картечину (летку), тогда дробь будет лететь правильно. Собак дарить нельзя, нужно взять обязательно хоть копейку. Волками заведывает святой Иоанн-воин, поэтому при встрече с волком нужно молиться этому святому. Волк никогда не нападет на человека без Божьего на то разрешения, поэтому он сначала спрашивает Его. Волки крайне боятся огня, поэтому в случае встречи с ними можно прогнать их, бросая зажженные спички. Испуганный чем-нибудь волк погибает от разрыва желудка.

Если у свежеубитой лисы, пока она еще теплая, понюхать кончик хвоста, то он сильно пахнет фиалками, почему будто лисицы спят, вытянув хвост к носу. Раненый заяц кричит не от боли, но от сознания, что он попался и поэтому от злости. Зайцы на лежках лежат головою против ветра. Если после выстрела заяц поднимает уши вверх, то это значит, что он тяжело ранен и скоро упадет. Аистов стрелять нельзя, в противном случае другие аисты принесут горящие головни и, бросив на крышу, спалят дом. Ласточек бить — тяжелый грех, ибо когда Христос умер на кресте, они первые кричали "умер, умер...", на что воробьи отвечали "нет, жив, жив...", поэтому воробьи прокляты Богом. Кто разоряет ласточкины гнезда, у того появляются на теле бородавки. Чибисы, увидев человека, кричат "чьи вы, чьи вы?" и если выстрелить в них, спрашивают "чи вже?". На тяге по вальдшнепам полезно разводить курящийся костер, причем вальдшнепы, принимая стелящийся дым за туман испарений на сыром месте, тянут этим направлением. Удачи на охоте не будет, если, выходя из дому, первою встретишь женщину, равно, если первый выстрел будет промахом. Уходящим на охоту нельзя желать успеха, наоборот, нужно говорить "ни пера вам, ни шерсти".

Нюх собаки пропадает в течение целых суток, если намазать нос свиным салом. Наоборот, чтобы сделать резче нюх собаки, нужно промыть нос уксусом. Охотничью собаку нельзя кормить, она сама должна добывать себе пищу. К пасущимся дрофам можно подойти, переодевшись в женский костюм.

Для того, чтобы охота была удачною, нужно на перекрещивающейся дороге бросить через голову копейку.

Д

Вычищенное и смазанное ружье бьет слабо, поэтому перед охотою нужно прострелить. На охотах по лисицам трубить нельзя, потому что лисицы, услышав трубу, уходят из лесу в поле. Журавлей не едят, как нечистую птицу. Правильный заряд к ружью будет, если сделать мерку объемом равную калибру ружья и глубиной в диаметр его. Рубленные куски свинца вместо дроби бьют резче и кучнее. В году есть несколько дней, когда охотится бесполезно; даже сделанный в упор выстрел безвреден для дичи. Волки начинают ходить стаями со дня св. Екатерины (24 ноября по старому стилю) и разбиваются на одиночки после Крещения. Вальдшнепы прилетают совместно с дроздами; где появились последние, там и есть вальдшнепы. Сойка считается дичью съедобною, равно и грачи. В лесу сороки указывают нахождение лисицы и, собравшись стаей, летают над ней с криком.

На засидах нужно спалить кусок овечьей шерсти, чтобы дым перебил запах пороха, который зверь, равно и птица, слышат далеко. Больную чумой собаку нужно лечить хиной, давая утром и вечером прием взрослого человека. Гончие собаки бывают хорошими на третью зиму. Первый помет собаки оставлять не следует,— будут плохие щенки.