– Какое место в структуре туристического бизнеса занимают охотничьи операторы?
А.О.: Все туристические фирмы делятся на: турагентов и туроператоров. Первые покупают готовый продукт у других организаций по соглашениям, а туроператоры – это фирмы, создающие свой cобственный продукт, комплекс туристических услуг для ограниченного круга клиентов – в нашем случае для профессионалов и тех, кто впервые хочет испытать азарт охотника.
– Что необходимо для оформления заказа?
А.О.: Первое – желание пойти на охоту, второе – четкое представление о том, где и как охотник желает добыть трофеи. Потом клиент должен обратиться к нам с заявкой на охоту и предоставление услуг, перечень которых может быть и стандартным и индивидуальным – ограничений нет, кроме единственного – все услуги должны соответствовать разрешенным украинским законодательством. После этого заключается контракт со строгой гарантией выполнения заявки.
– Что входит в стандартную заявку?
А.О.: Пансион, проживание и питание охотника. Мы оформляем лицензии и разрешения на проведение охоты и вывоз трофеев, предоставляем транспортные средства на время охоты. Отдельно можно заказать и доставку от места жительства клиента к охотничьему лагерю. В перечень услуг входят: профессиональное егерское обслуживание, обработка, оценка и упаковка трофеев; оказание неотложной медицинской помощи и многое другое.
– Если верить рекламным объявлениям – все турфирмы предоставляют только самые лучшие услуги. На самом же деле многие клиенты жалуются на несоответствие предлагаемых и предоставленных услуг. Как разобраться, кому верить?
А.О.: Сравнивать не с чем, ведь «Каштан» на охотничьем рынке Украины с 1994 года, мы были первыми и, к сожалению, остаемся практически единственными.
Идея создания фирмы принадлежит мне – я длительное время занимался продажей оружия и видел громадное количество людей, которые при покупке оружия не знали, куда же пойти на охоту.
Сегодня на Украине оружия продают еще больше, а проблема организации охоты осталась.
Большинство общественных охотничьих организаций находятся в плачевном состоянии, и в охотхозяйствах сфера услуг вообще не предусмотрена. В лучшем случае вы приобретете отстрелочную карточку и возможность идти в любую из четырех сторон.
– Почему же не создаются другие фирмы, кроме Вашей, ведь охотников на Украине много, а желающих поохотиться на наших землях иностранцев еще больше?
А.О.: Фирма должна быть охотпользователем или хотя бы сопользователем, с кем-то совместно заниматься благоустройством хозяйства. Это означает, что прежде, чем предлагать услуги, фирма вкладывает немалый капитал: постройка коттеджей с электроэнергией, отоплением, горячей водой и средствами связи; разведение дичи и животных, организация работы лесников, егерей... Сами понимаете, что согласиться на такие затраты могут не все, да и желание получать молниеносно прибыль преобладает среди бизнесменов до сих пор. Второй и немаловажный фактор – выносливость руководителя. Пройти всю официальную процедуру в соответствии с законами очень тяжело. Многие представители исполнительной власти являются заядлыми охотниками, но не знают: что возможно, а что не разрешено. Как в вопросах оружия, так и в охоте, нет четкой законодательной базы. И третий фактор – риск. Дебют моей фирмы был, как в поговорке про первый блин, охота закончилась неудачно. «Прогореть» можно запросто, если заранее не учесть всех нюансов...
– Уровень подготовки к приему охотников указывает на приличную стоимость. Кто является Вашим потенциальным клиентом?
А.О.: При средней зарплате в 300 грн. большинство охотников к нам просто не могут обратиться, а снижение стоимости прямо пропорционально уровню качества обслуживания. Некоторые пытаются отказаться от питания – с собой возьмем, от комфортного ночлега – лишь бы переночевать. А в итоге – продукты портятся, человек не может отдохнуть и охота заканчивается неудачей. От таких клиентов мы отказываемся, ведь главное – довольный и ожидающий повтора заказчик.
Услуги мирового уровня стоят дорого, и большинство наших клиентов – состоятельные украинцы, бизнесмены и иностранцы, но есть и охотники, которые собирают деньги, чтобы раз в год поохотиться «в удовольствие».
– Существуют ли особые проблемы в проведении туров, связанные именно с охотой?
А.О.: Охота – экстремальный вид туризма, с риском получения человеком травм, даже огнестрельного ранения...На охоте бывает все...
Рядом могут охотиться нетрезвые люди, представляющие опасность для нашей группы. Это большая проблема, и я считаю, что необходимо ужесточить контроль за проведением охоты. Но самое большое горе – привычка украинцев объединять охоту с пикником, развлечениями, танцами и выпивкой...
Для того, чтобы избежать неожиданностей, мы заранее готовим места проведения охоты. В Джанкое мы установили 55 «засидок». Хорошо оборудованные, сделанные из металла и дерева они, расположены в плавнях, камышах и на плесах озера Сиваш.
– Какова география предлагаемых фирмой туров?
А.О.: Россия, Белоруссия, Украина, Африка. При этом учитываются сроки открытия охоты, особенности фауны регионов.
Например, весной мы проводили охоту в Брянской области (Россия). Охотились итальянцы и уехали очень довольные, увезли с собой заказанные трофеи: на каждого охотника по одному глухарю и тетереву. Доставлялись охотники к токам на транспорте, пешком преодолевали не более 1 км и теперь после результативной охоты стали нашими постоянными клиентами.
На ближайшее время мы предлагаем маршруты гарантированной охоты в России, Белоруссии (на глухаря, тетерева, вальдшнепа на тяге, селезня кряковой утки). Что же касается Украины – все зависит от лояльности властей и погоды. Если будет открыта охота в марте – мы предложим клиентам туры и по Украине (охота на гуся, утку, тетерева).
А пока есть снег – продолжается охота на волка; я надеюсь, она продлится до конца февраля.
– Как Вы оцениваете перспективу развития охотничьего туризма в Украине?
А.О.: Украинский турбизнес для охотников, как таковой, находится на примитивном уровне. 99% выездов на охоту самодеятельные и заканчиваются безрезультатно.
Для того чтобы что-то изменить – необходимо очень много создавать в плане сервиса.
Мы заканчиваем постройку новых коттеджей в Крыму, но это , как «капля в море». Строить необходимо много и качественно, прокладывать дороги, проводить коммуникации, заниматься разведением животных, чисткой водоемов... Это большие деньги.
Я считаю, что имея такие огромные природные ресурсы, просто грех не заняться их облагораживанием.
Парадокс – озер, лесов много, а охотиться негде. Нам необходимо понять – то, что дорого, то этого стоит.
Охота была и остается одним из самых любимых мужчинами увлечений. И если появляются новые организации, которые могут увеличить гамму приятных впечатлений охотника, пусть им сопутствует удача. Ни пуха им, ни пера...