Главная / 2002 / Оружие и охота №9

Еще раз о проблемах охотничьего хозяйства в Украине

Tак случилось, что в Украине отсутствует единый ответственный орган, координирующий действия по сохранению, восстановлению и использованию животного мира и водных ресурсов. Минэкологии, Госкомлес в лице Главохоты и Госдепартамент рыбного хозяйства в лице Главрыбвода имеют собственные ведомственные инспекции, занимающиеся охраной природных ресурсов без единой общегосударственной программы, не координирующие свои действия и даже конкурирующие друг с другом.И это не их вина, а их беда в рамках существующего законодательства. К тому же они абсолютно не опираются на общественность, а зачастую и прямо отталкивают ее от этой работы своими непродуманными и непонятными запретами. Очевидно, уже настало время создать единую инспекцию по контролю над соблюдением природоохранных законов, которая повела бы бескомпромиссную борьбу с браконьерством как на суше, так и на воде.

И необходимо это делать, опираясь на сотни тысяч охотников и рыболовов, объединенных в УООР, ОВОРУ, "Динамо", "Лісовик" и др. Миллионам любителям-рыболовам далеко не безразлична судьба окружающего нас мира. Вряд ли можно обвинять охотников и рыболовов прошлого в недальновидности – ведь в их сознание так долго вдалбливали, что не надо, мол, ждать милостей от природы... А вот сегодня, сейчас – всегда ли мы честны перед родной природой и ее животным миром?

У нас в последнее время вошло в привычку вздыхать о том, как хорошо разработано природопользовательское и природоохранное законодательство в развитых странах.

Да нам-то кто ж мешает? Ведь даже в советское время, при жесткой административной системе, не было такого пренебрежительного отношения к массовым охотничьим и рыболовным организациям.

В последнее время практически все законодательные акты и положения принимались без учета мнения общественных организаций. Отсюда и проистекает несовершенство законов и необходимость их подкрепления десятками подзаконных актов, которые годами не разрабатываются и не принимаются.

А ведь практически во всех цивилизованных странах (Франция, Финляндия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Польша и др.) при министерствах (департаментах), отвечающих за охоту и рыболовство, из представителей госструктур и общественных организаций в соотношении 50 на 50 созданы советы по использованию дичи.

Хотя зачастую их деятельность и носит совещательный характер, но не было еще случая в практике, чтобы законодатели проигнорировали их предложения.

Законами четко определены роль и место общественных организаций (клубов) в проведении общегосударственных программ в области экологии, охоты и рыбной ловли. Государство также субсидирует развитие охотничьих и рыболовных организаций (вне зависимости от формы собственности) из средств, полученных от реализации разрешений.

У нас при принятии охотничьего законодательства это также декларировалось, но затем все эти средства включили в смету доходов и расходов Госкомлеса (ст. 36 Закона Украины "Про мисливське господарство та полювання").

Казалось бы, сам Бог велел нашей Главохоте – как в странах Балтии, Канаде, США или Мексике – взять на себя руководящую и организаторскую роль при разработке национальной и межгосударственных программ по регулированию охоты на перелетных птиц и их охраны. Ведь через Украину пролегают пути интенсивной миграции пернатых. Необходимо привлечь к такой работе НАН Украины, аграрников, лесников, общества охотников и Партию зеленых. Притом охранять следует не только отдельные виды, но и экосистемы, составными частями которых являются дикие животные и птицы.

Необходимы такие программы и по мигрирующим животным (лось, волк, медведь и др.) для приграничных регионов. В Украине жизненно необходимо создать орган, который бы взял на себя координирующую роль по связям охотничьих и рыболовных обществ с НАН Украины, аграрным, лесным комплексами, ветеринарными службами, учебными заведениями, занимающимися исследованиями животного мира, сбором статистической информации о состоянии популяции птиц и зверей, кормовой базы, миграции дичи и рыбы.

А решение вопроса о потравах лесов и сельхозкультур, разрушениях дамб, плотин, каналов и коммуникаций! Известно, что в США общий ущерб, наносимый дикими животными экономике страны, оценивается ежегодно в 1,3 млрд. долларов.

А кто может оценить размер этого ущерба у нас? В настоящее время ни Главохота, ни Главрыбвод из-за своей ведомственной подчиненности, малочисленности кадрового состава и отсутствия необходимых специалистов делать это неспособны. Очевидно, такой орган должен быть создан при Министерстве экологии и природных ресурсов. В пользу этого решения говорит и тот факт, что необходимо вносить изменения и дополнения в Законы Украины "Про мисливське господарство та полювання", "Про тваринний світ" и ряд других законов, связанных с природоохранной деятельностью.

Только это министерство сможет, после детального изучения вопроса и с учетом мнения всех заинтересованных организаций, принять и предложить действительно необходимую редакцию такого законодательного документа. А в нем должны быть отражены и стратегия, и текущее планирование ресурсов дичи, и статус и роль общественных охотничьих, рыболовных организаций, и меры по ограждению их от чиновничьего беспредела (пример – охотхозяйство "Межреченское" Общества военных охотников в Черниговской обл.), а также проведение в национальном масштабе работы по регулированию охоты и борьбы с хищниками, вредными животными и птицами, акклиматизация и реакклиматизация представителей животного мира, борьба с браконьерством, определение возрастного ценза на право охоты и рыбной ловли, экологическое воспитание молодого поколения в школьных и дошкольных заведениях, и многое другое.

При таком уполномоченном органе должен быть создан совет из представителей общественных и государственных организаций в количестве 15-20 человек, с которыми могло бы консультироваться лицо, уполномоченное принимать решения. Понимаю, что многие высказанные мною мысли могут показаться спорными. Хотелось бы, чтобы специалисты и практики также высказали свое мнение по этим проблемам. Уверен: сообща мы найдем правильное решение.