Разнокалиберность оружия и разнотипность применяемых патронов затрудняло снабжение войск боеприпасами и ремонт оружия. Кроме того, это оружие обладало невысокой практической скорострельностью и просто морально устарело.
С целью перевооружения армии в декабре 1895 г. японский арсенал Кошикава (г. Токио) под руководством полковника артиллерии Нариаки Арисака приступил к опытно-конструкторским работам по созданию новой пехотной винтовки калибра 6,5 мм. За ее основу было принято решение взять один из европейских образцов, наиболее подходящий к японскому малокалиберному патрону – германскую магазинную винтовку с поворотным продольно-скользящим затвором системы Маузера образца 1888 г.
Следует сказать, что патрон малого калибра 6,5х50 с чуть выступающей закраиной гильзы, был выбран для новой модели винтовки, получившей обозначение Тип 29 (29-й год эпохи Мэйдзи – 1896 г.), не случайно. Японцы были одни из первых, кто оценил все преимущества патронов малого калибра, снаряжаемых бездымным порохом: меньший вес носимого боекомплекта и винтовки в снаряженном состоянии, более отлогая траектория полета пули… Все эти плюсы малокалиберных боеприпасов были оценены мировыми производителями стрелкового оружия гораздо позже – спустя более чем полвека! Модель Тип 29 производилась с июля 1896 г. по апрель 1897 г.
Но массовый выпуск винтовок калибра 6,5 мм, прозванных "Арисаками", начался с принятием на вооружение в 1897 г. модернизированной версии прототипа – модели Тип 30 (30-й год эпохи Мэйдзи).
Затвор "Арисаки", продольно-скользящий с поворотом, во многом копировал затвор винтовки Маузера. Но запирание производилось не боевой личинкой, а посредством двух боевых выступов, находящихся на стебле затвора. В продольных пазах боевой личинки были укреплены выбрасыватель и отражатель гильзы. Затворная задержка располагалась с левой стороны тыльной части ствольной коробки.
Предохранитель был выполнен в виде поворотной детали с крючком и гребнем. Для его включения крючок поворачивали вверх, при этом гребень входил в продольный паз дна ствольной коробки.
Спусковой механизм с предупреждением. Магазин серединный с шахматным расположением патронов. Пружина магазина не пластинчатая, как в винтовке Маузера, а выполненная из стальной проволоки. Крышка отнимается от магазинной коробки при нажатии рычажка, находящегося внутри передней части спусковой скобы. Заряжание производилось из пластинчатой обоймы вместимостью 5 патронов, располагавшихся в магазине так, чтобы шестой патрон при желании мог быть дослан в патронник.
Прицел рамочный, рассчитан на прицельную стрельбу на дистанции до 2000 м. Мушка открытая, треугольной формы.
Ложу изготавливали из бука. Пистолетной формы шейку скрепляли сверху и снизу двумя стальными личинками, стянутыми хвостовым и шеечным винтами. Приклады "Арисак" часто выполнялись составными. Из двух ложевых колец переднее служило в качестве наконечника ложи и снабжалось упором для присоединения штыка. К тыльному кольцу, обхватывающему ствольную накладку, присоединялась антабка для ремня. Вторая антабка располагалась в нижней части приклада.
В том же 1897 г. в Японии был принят на вооружение карабин Тип 30, который по сравнению с пехотным образцом был значительно короче и легче.
Несмотря на некоторые оригинальные конструктивные решения, касавшиеся предохранителя, узла запирания, крепления шейки ложи, конструкции магазина и пр., винтовка модели Тип 30 уступала более поздним моделям винтовок Маузера и, по сравнению с ними, имела недостатки: • менее совершенный патрон с чуть выступающей закраиной гильзы, из-за чего часто происходили сбои при ее захвате (даже при небольшой выработке зацепа выбрасывателя);
• детали УСМ слишком мелкие и сложные в производстве, при разборке легко терялись;
• крышка магазина ненадежно удерживалась защелкой, что приводило к ее непроизвольному открыванию и утере; • пружина магазина, выполненная из стальной проволоки, отличалась малой живучестью, часто ломалась, чего не происходило с пластинчатой пружиной "маузеров";
• конструкции выбрасывателя и предохранителя были также менее удачны по сравнению с "маузеровскими".
Уже в ходе первых боев с применением винтовок "Арисака" Тип 30 обнаружилось, что вследствие чересчур малых допусков при их изготовлении часто происходили отказы и задержки даже при небольшом засорении и загрязнении оружия. Так, известная японская скрупулезность, при изготовлении винтовок (а последние были изготовлены очень тщательно и аккуратно) пошла только во вред.
В 1902 г. модель Тип 30 подверглась дальнейшей модернизации. Новая винтовка, получившая обозначение Тип 35 (образца 1902 г.), состояла на вооружении в течение трех лет.
Серьезному испытанию винтовки "Арисака" подверглись во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Вот здесь-то и выяснились все преимущества Мосинской "трехлинейки" над японскими винтовками, хотя последние и обладали прекраснейшими баллистическими характеристиками. В отличие от винтовок Мосина, механизмы затворов "Арисак" в условиях пыльных ветров Манчжурии подвергались сильному загрязнению, и чтобы винтовки функционировали безотказно, приходилось часто разбирать и чистить их затворы (не отличавшиеся простотой и удобством разборки). Кроме того, нередко сбивалась и деформировалась прицельная рамка, управлять предохранителем было весьма неудобно, особенно "второпях". Пружины выбрасывателя и подавателя явно требовали усиления.
После окончания войны 1904-1905 гг. перед японскими конструкторами встала задача обезопасить механизм затвора винтовки "Арисака" от загрязнения.
В 1905 и 1908 гг. были приняты усовершенствованные образцы винтовки и карабина "Арисака", известные под названием Тип 38 (38-ой год эпохи Мэйдзи).
В конструкцию Тип 38 было введено такое новшество, как предохранительная крышка окна ствольной коробки, движущаяся при перезаряжании вместе с затвором и предохраняющая последний от загрязнения. Именно эта необычная деталь стала одним из основных отличительных признаков винтовок "Арисака".
Кроме того, серьезным изменениям подвергся предохранитель. Теперь, чтобы его включить, необходимо было не вращать пальцами крючок, характерный для винтовок Тип 30 и от которого по известным причинам отказались, а нажать кнопку с насечкой и приливом вперед и повернуть вправо, а чтобы выключить, – опять-таки нажать и отвернуть влево. Подобная конструкция стала значительным шагом вперед по сравнению с флажковым предохранителем винтовки "Маузер", причем не только в изготовлении и сборке-разборке, но и в эксплуатации.
Стебель затвора, кроме двух боевых выступов, служащих для запирания, был снабжен третьим выступом, ограничивающим движение затвора вперед, что предохраняло детали затвора и ствольной коробки от соударения и повреждений. Выбрасыватель и отражатель также были упрочнены. Было сокращено и количество деталей УСМ, в результате чего была упрощена процедура его сборки-разборки.
Изменения коснулись также и прицельных приспособлений в связи с принятием на вооружение нового 6,5-мм винтовочного патрона с остроконечной пулей, обладающей меньшим баллистическим коэффициентом: шкала прицельной планки позволяла теперь вести прицельную стрельбу на дальность не 2000, как раньше, а 2400 м.
Винтовки и карабины Тип 38 отличались большой живучестью ствола и превосходными баллистическими характеристиками, что во многом и определило их долгую службу в войсках.
Производство винтовок "Арисака" Тип 38 было освоено японскими арсеналами Кошикава и Нагойя, корейским арсеналом Йинсен, манчьжурским арсеналом Мукден, а также некоторыми китайскими арсеналами, изготовившими в общей сложности не менее 3 млн. экземпляров этой модели.
С принятием на вооружение образца Тип 38 изготовление предыдущих образцов было прекращено и запасы их распроданы в Китай и затем и в Россию во время первой мировой войны.
В 1911 г. появилась кавалерийская модификация карабина Тип 38 – Тип 44, отличавшаяся от прототипа наличием неотъемного откидного игольчатого штыка, складывающегося в цевье. Принятый вначале на вооружение кавалерии, он уже в 30-е гг. из-за своей компактности и наличия штыка нашел самое широкое применение в сухопутных войсках и морской пехоте. Ствол карабина нового образца был немного короче, чем у "38-го". Новый карабин со штыком весил почти столько же, сколько карабин предыдущего образца без штыка.
В 1937 г. на вооружение японской армии поступает модернизированный вариант винтовки Тип 38 – 6,5-мм снайперская винтовка Тип 97, отличавшаяся от базового образца прецизионно изготовленным стволом, наличием 2,5-кратного оптического прицела, прикрепленной к цевью проволочной сошкой и загнутой вниз рукояткой затвора. Однако сложность изготовления этого высокоточного оружия и его высокая себестоимость привели к тому, что за три года войны было выпущено всего около 20 тыс. экземпляров этой модели.
Одновременно с этим японская промышленность приступила к производству легких и компактных карабинов калибра 6,5 мм для воздушно-десантных войск. Первым образцом такого оружия стал карабин Тип 38 "I". Это легкое и компактное оружие по устройству было практически аналогично прототипу, но имело затвор системы "Маннлихер-Каркано" (по этой причине в обозначение карабина введена литера "I" –"итальянский"). Применение затвора другого типа вызвано тем фактом, что отечественный аналог, использовавшийся в винтовках старых образцов, отличался чрезвычайной сложностью изготовления и часто выходил из строя. Серединный неотъемный магазин Тип 38 "I" вмещал 5 патронов, располагавшихся в шахматном порядке, наполнялся из обоймы. Рамочный прицел обеспечивал ведение прицельной стрельбы на дистанцию 1500 м.
Но основной конструктивной особенностью десантного образца был складывающийся деревянный приклад. Сразу за спусковой скобой имелся шарнир, на котором приклад поворачивался на 180 градусов и примыкал к ложе карабина с правой стороны (удерживался пружинной защелкой), на треть сокращая общую длину оружия.
Как выяснилось в ходе многолетней эксплуатации винтовок "Арисака", основным их недостатком являлся относительно маломощный винтовочный патрон калибра 6,5 мм. Поэтому японские оружейники после ряда исследований разработали новый, более мощный бесфланцевый винтовочно-пулеметный патрон калибра 7,7x58 мм, который в 1939 г. был принят на вооружение.
В этом же году на вооружение поступили винтовка и карабин нового калибра, сконструированные арсеналом Нагойя – Тип 99 (с приходом к власти императора Тайшо в 1912 г. была выдвинута идея введения в Японии нового 660-летнего летоисчисления, реализованная с началом правления императора Хирохито в 1926 г.; таким образом, новая пехотная винтовка образца 1939 г. калибра 7,7х58 получила индекс: 1939 + 660 = 2599 или сокращенно Тип 99).
Эта модель, созданная на базе винтовки Тип 38, отличалась от последней, помимо боеприпаса, более легким и коротким затвором маузеровского типа, рамочным прицелом с диоптром, дополнительными боковыми откидными визирами для стрельбы по воздушным целям, а также наличием возможности присоединения проволочной сошки.
Эти винтовки и карабины стали основными образцами стрелкового оружия японской армии в годы второй мировой войны и предназначались для замены в войсках 6,5-мм винтовок и карабинов Тип 30, 38, 44.
В 1942 г. на вооружение японской армии была принята снайперская винтовка Тип 99, комплектуемая 4-кратным оптическим прицелом.
В том же году на вооружение десантных войск поступает вариант винтовки Тип 99 калибра 7,7 мм, разбирающейся на две части – ствол с цевьем и ствольную коробку с прикладом – посредством сухарно-резьбового соединения. Но в процессе боевой эксплуатации этот соединительный узел "ослабевал", вызывая многочисленные нарекания со стороны военных.
Массовое производство винтовок Тип 99 осуществляли наряду с японскими государственными арсеналами некоторые частные оружейные заводы. В период 1940-45 гг. они выпустили в общей сложности более 3,5 млн. винтовок Тип 99 всех модификаций.
В ходе войны, в связи с ухудшением условий производства и нехваткой сырья, японцам пришлось пойти на ухудшение качества выпускаемого оружия, до того считавшееся недопустимым. Винтовки Тип 99 выпускались из низкокачественной стали, без предохранительных крышек затворов, с нехромированными стволами и постоянными прицелами, а карабины еще и с укороченными ствольными накладками.
В 1942 г. из-за многочисленных конструктивных изъянов был снят с производства десантный вариант винтовки Тип 99 и заменен новой винтовкой калибра 7,7 мм, получившей наименование Тип 2. Последняя была также создана на базе модели Тип 99, но с упрочненным соединительным узлом и с возможностью установки проволочной сошки.
Модель Тип 2 имела аналогичные базовому пехотному образцу габариты и массу. Основным отличием винтовки была разборная конструкция. Оружие в центральной части размыкалось на две части, которые в собранном виде скреплялись стопором, обеспечивая прочность соединения. Вторым существенным отличием стало устройство затвора, выполненного ради уменьшения массы открытым (без предохранительной крышки).
Прицел устанавливался рамочный. Кроме него устанавливались откидные визиры для стрельбы по воздушным целям. Винтовка снабжалась длинным штыком образца 1897 года, но в ходе войны его часто заменяли укороченным вариантном. Некоторые образцы Тип 2 комплектовались складной металлической сошкой.
До окончания войны было выпущено около 25 тыс. винтовок Тип 2.
Общее же количество винтовок "Арисака" различных модификаций, выпущенных государственными арсеналами Японии с 1897 г. по 1945 гг., составляет более 10 млн. единиц.