Ножи любого типа состоят из двух основных частей: полосы ножа и рукоятки (рис. 1). От формы, пропорции, размеров, материалов клинка и рукоятки, от закалки и заточки лезвия, а также от отделки зависят удобство в обращении и красота ножа.
Клинок ножа состоит из следующих частей (рис. 2):
Лезвие— острое ребро клинка, предназначено для выполнения непосредственной работы;
Обух— противоположное лезвию тупое ребро клинка. В поперечном сечении может быть как с четко выраженными ребрами, так и закругленное;
Пята— незаточенная часть полосы у хвостовика;
Хвостовик— продолжение клинка для монтажа на нем рукоятки.
Лезвие в поперечном сечении представляет клин, образованный плоскостями заточки и режущей кромки. Так называемая плоскость заточки (фаска) в действительности может быть и не плоской. В последнее время в моду вошла вогнутая (бритвенная) форма заточки лезвия. Это согласуется с технологией изготовления клинка на шлифовальных кругах небольшого диаметра. В прошлые века точильные круги в диаметре достигали 2 метров и при работе на них образующая вогнутость была незаметна, а плоскую поверхность при ручной работе получить было достаточно просто — с тех пор этот элемент лезвия традиционно называют "плоскостью".
Вогнутая форма лезвия оказалась удобной для выполнения легких работ, так как тонкое лезвие легко проникает в обрабатываемый материал, да и заточку режущей кромки выполнить проще. Но клинок с такой заточкой ввиду утонения лезвия непригоден для тяжелых работ (например, рубки). В этом случае желательно пользоваться ножом с простой клиновой заточкой, или заточкой, как у топора, где сама кромка заточена довольно тупо, но зато не выкрашивается и не заворачивается. Если лезвие не доходит верхней кромкой до обуха, то образуется ребро заточки — переход между боковыми поверхностями полосы (обычно параллельными друг другу) и скосом (фаской) плоскости заточки лезвия. Четко выраженное, геометрически правильное ребро заточки — основной декоративный элемент на плоскости клинка.
В ножах массового изготовления ребро обычно параллельно режущей кромке, но в некоторых ножах, как правило, ручной работы, клинок которых утончается к острию или имеет переменный угол заточки лезвия, ребро заточки опускается к острию или поднимается к обуху (рис. 3 г).
На боковых поверхностях полосы над лезвием иногда делают долы, которые прежде в определенных кругах именовали "кровоспуском" и которые были одним из определяющих признаков криминального оружия. В охотничьем ноже долы играют чисто декоративную роль, придавая ножу боевой —"хищный" вид (рис. 3 б).
Обух может быть прямым (рис. 3 а), но чаще опускается к осевой линии клинка, образуя скос обуха. Переход между прямой частью обуха и скосом может быть резким, с подрывом ("щучка") или плавным, почти незаметным. Находиться он может на различном удалении от острия (рис. 3 а и б).
Также и лезвие может иметь резкий подъем — переход от прямого участка, параллельного осевой линии к острию, наиболее ярко он выражен в японском оружии, в последнее время такие формы входят в моду во всем мире, особенно для боевых ножей. У скиннеров подъем клинка плавный, прямого участка может вообще не быть. Как считают специалисты, оптимальный радиус подъема клинка для ножа общего применения составляет примерно 50–80 мм.
На прямой части обуха иногда делают пилу — двухрядную или типа "акулий зуб", но, по моему мнению, на ножах это лишний "наворот" — кость пилить приходится редко, а дерево такой пилой не очень-то и попилишь (разве только небольшую дощечку, и только поперек), так как инструмент короткий и затирает полосы в глубоком резе. Пораниться же о зубья или повредить ними ножны очень легко. Более удобна заточка обуха в видедополнительного лезвия на скосе с углом заточки 50–60° для рубки и ломки костей или проволоки. Заточка эта может быть одно- или двухсторонней, делать ее желательно у центра удара, то есть в месте сосредоточения центров масс системы нож–рука — при ударе этой точкой отдача в руку отсутствует.
Естественно, что такое приспособление будет хорошо служить при тяжелом ноже. Желательно иметь еще и распарыватель брюшины, так как острым дополнительным лезвием можно порезать внутренности зверя или порезаться самому. Вместе с тем, выполнять многие работы большим ножом неудобно. Ковыряться длинным, тяжелым ножом в туше зверя, ошкуривать, чистить картошку — утомительно и неудобно. Строгать даже острым тесаком при обычном одноручном удержании весьма трудно — это удобнее делать, если держать его как струг.
Точные движения, необходимые при тонкой работе, лучше удаются при коротких лезвиях (характерный пример — скальпель), а когда приходится прилагать большие усилия, то рука инстинктивно перехватывает рукоятку ближе к лезвию, накладывая указательный палец на пяту снизу за ограничитель рукоятки, а большой — на обух сверху (рис. 3 г и е).
Большой охотничий нож общего применения не нужен в местности, где нет джунглей или тайги, и где, заблудившись, можно за 40 минут ходьбы в любом направлении выйти к населенному пункту или дороге. Но такое "орудие" имеет право на существование хотя бы потому, что нож — не только инструмент, но и объект любования и гордости охотника, часть его быта, даже в какой-то мере ритуальный предмет. А так как о вкусах спорить бесполезно, то почему бы современному городскому охотнику и не покрасоваться во время утиной охоты, на охотбазе с "крутым" ножом для выживания (см. иллюстрации на цветной вкладке).
Интересно, что наиболее простой и удобный современный охотничий нож своей формой и размерами приближается к клинкам, часто встречающимся в археологических раскопках, которые, в свою очередь, довольно схожи с нашими обыкновенными кухонными ножами.