В журнале "Зброя та Полювання" № 1, 2 наши читатели познакомились с историей создания и конструкцией знаменитой винтовки Мосина образца 1891/1930 гг. В третьем номере журнала мы рассказали, как из существующего сегодня многообразия армейского нарезного оружия правильно выбрать винтовку или карабин, которые надежно работают в любых условиях и имеют хорошую кучность стрельбы.
В этом номере мы расскажем о том, как из обычной серийной винтовки или карабина путем несложных, доступных практически любому владельцу, подгонок и отладок получить оружие, отвечающее требованиям точной и кучной стрельбы.
Проверка зазора между стволом и цевьем
Следует отметить, что кучность боя винтовки или карабина во многом зависит от посадки ствола в ложу и отладки ударно-спускового механизма. Армейские карабины, особенно в годы войны, выпускали без тщательной подгонки частей и механизмов, что сказывалось на качестве боя как охотничьего, так и спортивного оружия.
Итак, приступим к укладке ствола в ложу и отладке ударно-спускового механизма. Хорошей кучности и стабильности стрельбы можно добиться, укладывая ствол таким образом, чтобы от выстрела к выстрелу его вибрация была одинаковой. Поэтому ствол укладывают в ложу свободно, чтобы он не касался стенок ложи и накладки. Посадка ствола со ствольной коробкой в ложу должна быть равномерной, без перекосов.
Место полировки боевого взвода курка
Перед укладкой ствола из карабина необходимо произвести 15–20 выстрелов, после которых на стенках ложи и ствольной накладке появятся следы, оставленные вибрирующим во время стрельбы стволом. Если следы на ложе и накладке проступили нечетко, рекомендуется нанести тонкий слой краски на ствол и ствольную коробку и тогда после серии выстрелов места соприкосновения ствола с ложей и ствольной накладкой станут более заметными. Полукруглой стамеской зачищают соприкасающиеся участки, а круглым напильником снимают излишек металла с наконечников цевья и ствольной накладки. При укладке ствола в ложу необходимо выдержать зазор 1,5–2 мм между стволом и желобом цевья. Наличие такого зазора проверяют полоской плотной бумаги. Для этого карабин укладывают горизонтально и протягивают бумажную полоску от дульного среза ствола до ствольной коробки. При задержке полоски в каком-либо месте ствол снимают и "выбирают" дерево в этом месте. Проверку зазора проводят при снятой накладке.
" >
Место опиловки спускового крючка
Неточная посадка ствольной коробки в ложу, ее перекос или изгиб приводят к изменению характера спуска курка при затягивании винта упора и хвостового винта. Ствольная коробка должна соприкасаться с ложей в трех точках: у хвостовика ствольной коробки, перед упором и позади него. Для регулировки положения ствольной коробки в ложе используют различные по толщине прокладки из тонкого картона. Укладку ствольной коробки в ложу начинают с наложения прокладок перед упором и позади. Затем поворачивают винт упора и проверяют правильность расположения ствола в цевье. В месте касания поднятого вертикально хвостовика ствольной коробки и ствола цевья перед упором устанавливают более толстую прокладку. А между опущенным вниз хвостовиком ствольной коробки и поднятым вертикально стволом перед упором устанавливают прокладку потоньше.
Отрегулировав правильное положение ствола в ложе, к хвостовику ствольной коробки подбирают прокладку такой толщины, чтобы при затягивании винта хвостовика не нарушалась посадка ствола со ствольной коробкой.
Правильность укладки ствола и ствольной коробки в ложу проверяют следующим образом — затягивают до отказа винт хвостовика и винт упора, затем первый ослабляют на 1–2 оборота. При этом положение ствола должно быть неизменным. Затянув винт хвостовика, ослабляют винт упора — положение ствола также должно оставаться неизменным.
Места полировки спусковой пружины
Большое значение для точности стрельбы имеет сопряжение — упор ствольной коробки с нагелем. Упор должен прилегать к нагелю по всей площади. Для проверки степени соприкосновения упора с нагелем на упор наносят тонкий слой краски, собирают карабин и ударом приклада о деревянную поверхность осаживают его. Затем карабин разбирают. На слое краски остается след от соприкосновения упора с нагелем. При необходимости на боевом упоре мелким надфилем снимают излишек металла. Если же упор с нагелем не соприкасаются, то между ними прокладывают медную фольгу или пластинку толщиной не более 0,3 мм, которая после нескольких выстрелов оседает и соприкосновение становится равномерным по всей поверхности.
При укладке ствола необходимо следить, чтобы между хвостовиком ствольной коробки и ложей оставался зазор не менее 3,5 мм. Отсутствие такого зазора может привести к расколу шейки ложи во время стрельбы. Необходимо также проверить наличие зазора между магазинной и ствольной коробками. Зазор должен быть в пределах 1–2,5 мм. Отсутствие зазора нарушает подачу патронов из магазина и приводит к утыканию патрона. Если величина зазора превышает 2,5 мм, патрон не будет подаваться затвором в патронник. При величине зазора менее 1 мм между магазинной коробкой и ложей устанавливают металлические прокладки. При величине зазоре более 2,5 мм производят выборку слоя дерева в ложе.
Собирая карабин не следует сильно завинчивать винт упора, поскольку это вызывает расшатывание соединения щек и угольника магазинной коробки, вследствие чего магазинная коробка может выйти из строя.
Излишне повторять, что от надежной работы ударно-спускового механизма зависят результаты стрельбы.
Четкая работа ударно-спускового механизма предусматривает выполнение следующих условий:
• надежное сцепление боевого взвода курка с шепталом спусковой пружины. Проверить его возможно следующим образом: поставьте курок на боевой взвод и слегка ударьте ладонью по пуговке курка — курок не должен срываться;
• при нажатии на спусковой крючок спуск должен быть плавным, постоянным, без провалов и каких-либо торможений и заеданий;
• спусковой крючок не должен упираться в спусковую скобу, он должен возвращаться в переднее положение под воздействием спусковой пружины.
Для мягкого, с небольшой потяжкой спуска, обеспечивающего надежное удержание курка на боевом взводе, подгоняют следующие детали: курок, спусковой крючок, спусковую пружину.
Подгонку начинают с полировки переднего среза боевого взвода курка очень мелкой наждачной бумагой. Передний срез боевого взвода курка должен оставаться строго вертикальным, изменять его размеры нельзя (см. фото на цветной вкладке).
В щели спускового крючка мелким надфилем опиливают верхнюю грань, придавая ее передней поверхности полукруглую форму, а тыльной — плоскую. Далее полируют уже обработанные места (см. фото на цветной вкладке).
Место на спусковой пружине, на которое нажимает спусковой крючок, зачищают надфилем и полируют. Рабочую площадку шептала, находящююся в зацеплении с боевым взводом курка, опиливают так чтобы она была строго вертикальна. Горизонтальную верхнюю площадку шептала опиливают либо строго по горизонтали, либо под углом, так, чтобы передняя часть была на 0,5–1,0 мм ниже задней грани. Обработанные участки полируют. (см. фото на цветной вкладке).
Характер спуска и ход спускового крючка зависят от величины выхода шептала в щель спусковой коробки. Если спуск происходит легко и зацепление шептала за боевой взвод курка ненадежно, необходимо увеличить выход шептала, прибегнув к опиливанию примерно на 1–1,5 мм пятки спусковой, пружины (см. рисунок).
Затем со всех острых кромок ранее обработанных деталей бархатным надфилем снимают фаски размером 0,05 мм. Трущиеся поверхности деталей смазывают для лучшего прилегания друг к другу по всей плоскости соприкосновения.
По окончании подгонки и сборки деталей ударно-спускового механизма проверяют надежность удержания курка на боевом взводе. Особое внимание следует обратить на то, что в процессе подгонки необходимо периодически собирать карабин и проверять спуск до получения желаемого результата. Следует отметить, что работы по укладке ствола и доводке ударно-спускового механизма требуют особого внимания, терпения, небольших слесарных навыков и займут у вас некоторое время.
Наградой за ваш труд будет точный, надежный бой оружия, которое не подведет вас в самых сложных условиях.