Главная / 1999 / Оружие и охота №5

Охота с луком

Завершение эпохи палеолита и наступление эпохи мезолита (10-13 тыс. лет тому назад) было отмечено настоящей революцией в развитии оружейной техники. Ее значение для развития военного дела и становления экономики в целом трудно переоценить. Оно может быть сопоставимо лишь с изобретением порха, огнестрельного оружия, локомотива, самолета, танка или атомной бомбы.

Наряду с таким доисторическим оружием, как копье, дротик, дубина, появляются лук и стрелы (судя по находкам миниатюрных кремневых наконечников этот вид оружия возник по меньшей мере 30 тыс. лет назад). Значительно расширились возможности применения дистанционного оружия - расстояние, на котором можно было поразить жывотнте во время охоты или человека в бою, увеличилось вдвое - с 20-25 до 50 метров.

Лук и стрелы (в начале эпохи мезолита) были достаточно просты в изготовлении. Их мог сделать практически любой охотник. Помните, как А.С. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" описывает процесс изготовления царевичем Гвидоном простейшего лука:

Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук...

Тонку тросточку сломил

Стрелкой легкой заострил. Следует отметить, что изготовление орудий производства и оружейной техники неодинаково развивалось на различных территориях. Особенно это заметно на ранних этапах развития человечества. Временные границы эпох палеолита, мезолита, неолита, медного и железного веков в зависимости от расположения и географических условий варьируются в широких пределах. Такие хронологические разрывы нередко достигают сотен и даже тысяч лет. Известно, что человеческая мысль развивалась гораздо быстрее там, где условия обитания были наиболее благоприятными.

Наскальные изображения стрелков с различными типами луков. Побережье Белого моря, Россия

В целом лук и стрелы получили широкое распространение практически везде, за исключением лишь Австралии, где их с успехом заменили метательные дощечки —"вомеры", позволявшие значительно увеличить дистанцию полета стрелы, и бумеранги. Некоторые племена Малайского архипелага и Южной Америки использовали духовые трубки, с помощью которых метали отравленные стрелы на значительные расстояния с большой точностью.

Охота с луком на копытных. Наскальный рисунок. Испания

Древнейшие стрелы не имели наконечников. Их роль выполнял заостренный и обожженный на огне (для придания дополнительной прочности) конец древка. Поражающая сила стрелы существенно увеличилась с появлением казенных, костяных или роговых наконечников, а для стабилизации полета на древках укрепляли оперение, изготовленные из перьев птиц. В эпоху позднего палеолита наконечники стрел изготавливали из достаточно массивных пластин обработанного кремня. По сути, они представляли собой значительно облегченные метательные дротики. Наконечники обычно имели форму листа ивы, или черешка, который вставляли в расщепленное древко и закрепляли, используя для этого сухожилия или смолу. Такими наконечниками, найденными на территории украинского Полесья, Ютландии, Южной Скандинавии, Прибалтики, Северо-Германской и Польской низменностей пользовались охотники на северного оленя в эпоху мезолита.

Охота с луком на копытных. Наскальный рисунок. Испания

Изменение природных условий в эпоху позднего палеолита было вызвано таянием и отступлением ледника, постепенным потеплением климата, что привело к исчезновению мамонтов и крупных рогатых животных — основных объектов охоты эпохи раннего и среднего палеолита. Племена, населявшие Северное полушарие, добывали, главным образом, северного оленя, используя метод "поколки". Охотники подкарауливали мигрирующие стада оленей в местах переправ через реки. Основным оружием в этих охотах служили копья и гарпуны. Зверя били прямо в воде, не давая ему выбраться на мелководье. Поколку проводили осенью, когда запасались мясом на зиму, и весной.

Если осенью и весной охотились коллективно, то зимой уже индивидуально. При этом основным способом была охота "скрадыванием". Этнографы так описывают зимнюю охоту "скрадыванием". Зимой зрение, обоняние и слух у оленей значительно обостряются, поэтому подобраться к ним на дистанцию выстрела из лука становится очень трудно. Древние охотники хорошо знали, что олени обычно движутся против ветра — ветер не раздувает шерсть и олени меньше мерзнут. Кроме того, зимой они обычно кочуют небольшими (до 20 особей) стадами, поскольку так легче добывать корм. Охотник ждет в засаде, когда они подойдут метров на 20. А дальнейшее уже зависело от его умения быстро стрелять, по возможности поражая как можно больше зверей.

Скифский воин, натягивающий тетиву лука

Этнограф А. Попов так описывает индивидуальную охоту у нганасан (Таймырский автономный округ): "Встают охотники рано утром, осенью и зимой даже до рассвета, так как дикий олень становится к вечеру более чутким. Некоторые охотники предпочитают поэтому охотиться при свете луны. В большинстве случаев на промысел отправляются натощак, подкрепляя себя на месте мясом убитых оленей. Дикий олень очень чуток, поэтому к нему подкрадываться можно только с подветренной стороны. Ветреные и пасмурные дни считаются самыми удобными для охоты, так как ветер хорошо заглушает звуки, а в пасмурную погоду олень хуже видит. Дикий олень, преследуемой охотником, бежит рысцой, время от времени останавливаясь и оглядываясь. Охотник гонится за ним, скрываясь за кустами, глыбами камня, стараясь зайти к нему спереди. Иногда охотнику приходится бежать за одним оленем километров десять. Преследовать раненого оленя считается безнадежным, так как даже тяжело раненный, олень находит в себе силы убегать далеко. В этих случаях охотник не преследует оленя, а уходит домой. Оставленный в покое олень ложится невдалеке от места раненая и околевает. На следующий день охотник без труда его находит".

Различные типы металлических наконечников стрел

А вот описание коллективной охоты немцев в начале прошлого века: "Заметивши стадо оленей, обходят оное издалека кругом и, скинув с себя платье, развешивают его с противоположной стороны ветру по деревьям к тычинам, оставив при них несколько человек.

В другой же стороне привешивают к сучьям петли из веревок, а сами, зашедши с боков, начинают кричать, испуганные олени бросаются в противоположную сторону, но встреченные чучелами и криком оставленных охотников, бегут обратно, где дикари, встречая их градом стрел, одних убивают, а другие, спасающиеся бегством, попадают рогами в натянутые петли и нередко становятся добычей ловких звероловов".

Подобные или схожие с ними методы охоты, как позволяют судить о том различные этнографические данные и найденные памятники изобразительного искусства, использовались на просторах Земли и в глубокой древности.

Скифская чаша с изображением сцен охоты

Что собой представляли древнейшие луки?

Типология луков в настоящее время недостаточно четко разработана. Нередко различные исследователи называют оружие одного типа по разному. Самые древние луки и луки времен средневековья можно разделить на простые (изготовленные подобно луку Гвидона из цельного куска дерева) и более сложные. Последние изготавливали из различных пород дерева, рога, кости, сухожилий. Впрочем, сухожилия использовали и в простых луках для усиления их гибкости.

Луки, сделанные из органических материалов, как правило, сохраняются очень плохо. Самыми древними, дошедшими до наших дней, являются луки эпохи неолита, найденные в северных районах Евразии. Получить представление о внешнем виде таких луков позволяют довольно многочисленные их изображения на памятниках истории, сохранившихся на территории Евразии, Африки, Северной Америки. Эти же находки помогли узнать ученым, какими приемами пользовались на охоте, в бою. На территории Восточной Европы древнейшими считаются найденные в Карелии наскальные изображения охотников, относящиеся к эпохе неолита. Интересно, что среди них встречаются и сцены зимней охоты, участники которой использовали лыжи.

Очень интересные данные о давних традициях изготовления лука и стрел были получены в первой четверти XX столетия. В Калифорнии при одном из музеев несколько лет жил последний мужчина племени яха-иши — племени, уничтоженного колонизаторами. Ученым представилась уникальная возможность ознакомиться с технологией изготовления простых луков аборигенами Северной Америки.

Иши показал этнографам, как в его племени делали луки и стрелы, научил их приемам стрельбы из лука, ходил с ними на охоту. Общение с иши дало возможность приоткрыть одну из тайн культуры эпохи неолита.

Иши изготавливал луки из разных пород дерева. Однако для охоты он всегда делал луки из горного можжевельника — тщательно выбирал дерево и ветку на нем, отрезал ее и намечал основные контуры будущего лука. У заготовки уже были "лицо" и "спина". Лук должен был "лежать" и "стоять" в соответствии с расположением этих частей. "Лицо" находилось на той стороне ветки, которая примыкала к стволу, а "спина" — на противоположной. Изготавливая лук мастер соразмерял его величину с ростом охотника, чей рост и длина руки должны были соответствовать длине и толщине лука. Длина лука была равна расстоянию от бедренного сустава правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вперед на уровне плеч левой руки стоящего человека. Размер кисти определял толщину лука. У большого лука она равнялась четырем, а у охотничьего — трем пальцам.

Процесс изготовления лука отличался большой сложностью и трудоемкостью. Отрезанную от дерева ветку с уже намеченными контурами будущего оружия помещали в сырое теплое место. Там она должна была находиться довольно долго "лицом" вверх. Это условие всегда очень тщательно соблюдалось. Дальнейшую обработку проводили с помощью целого "арсенала" кремневых и обсидиановых ножей и резцов, а окончательную отделку — с песчаниковым абразивом. Луки имели красиво очерченные линии.

Для укрепления деревянных частей лука и изготовления тетивы использовали сухожилия, взятые из задней ноги оленя. Извлечь их оттуда, разорвать, вымочить, размять и приладить к луку требовало больших усилий и затрат времени. После такой обработки наиболее длинные сухожилия становились похожими на полосы из пергамента. С помощью клея, сваренного из чешуи лосося, их закрепляли на луке. Это придавало ему упругость. Мелкие сухожилия иши многократно протягивали сквозь зубы до тех пор, пока они не становились тонкими, как шелковые нитки. Затем эти нити свивали в тетиву.

Достаточно сложным было изготовление стрел из тонких ровных побегов орешника.

В эпоху позднего палеолите, а затем и в эпоху мезолита произошли революционные изменения в технике обработки кремня, иным стал и ассортимент применяемых для этого орудий. Все чаще при изготовлении орудий труда и оружия стали применять микролитическую технику, освоение которой вызвало появление новых видов орудий производства, изменив коренным образом экономические отношения древнего общества. Суть таких изменений в технике обработки камня заключалась в переходе от монолитных, довольно массивных орудий из камня к каменным вкладышам. В пазах рабочих частей орудий производства и оружия, выполненного из дерева, рога, кости закреплялись стандартизованные небольшие кремневые или обсидиановые острые лезвия — микролиты, использование которых позволило заменить затупленные или разрушенные фрагменты, уменьшить массу орудий и расход дефицитного для многих районов камня.

В эпоху мезолита микролиты стали широко применять для изготовления наконечников стрел. Наконечники, снабженные микролитами, были более эффективны, чем массивные позднепалеолитические, рассчитанные на нанесение глубокого проникающего ранения в самое уязвимое место жертвы. Стрелы с микролитическими наконечниками наносили обширную и глубокую рану, дробили кости, а разрушенный на части при столкновении с костью наконечник расширял зону ранения. В какой-то мере степень поражения микролитическим наконечником приближалась к действию разрывной пули — начиналось обильное кровотечение и наступал болевой шок. Кровотечение быстро обессиливало жертву, кровавый след облегчал преследование раненого животного.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Национальной академии наук Украины Д. Нужный провел серию экспериментов в целях изучения возможностей применения лука с микролитическими стрелами. Стрельба проводилась по тушам диких кабанов, телят, собак из пластиковых и самодельных простых луков с натяжением тетивы 12–20 кг с дистанции 4–10 метров. Использовали 145 вкладышей. Как и в древности, вкладыши старались пускать в дело неоднократно, вплоть до их полного разрушения.

Высокая эффективность древних луков подтверждается нанесением обширных ранений в мягкие ткани, разрушением и глубоким проникновением в костную ткань микролитических наконечников или их частей. В материалах археологических исследований также упоминается о найденных при раскопках застрявших в костях людей и животных наконечниках.

Позднее во время охоты применяли и более сложные луки. Об этом свидетельствуют изображения на античных вазах, сосудах, изготовленных из драгоценных металлов, которые были найдены в курганах скифских царей (серебряная чаша из кургана Солоха 4 в. до н.э.).

Простые луки на охоте и в бою применялись довольно долго. Еще сравнительно недавно их использовали жители северной части Евразии, охотники Африки, индейцы Северной Америки.

Охота с луком на бизона. Рисунок XiX ст.

В наше время охота с луком на крупного зверя приобретает все большую популярность. Однако такая охота (особенно на буйвола) сопряжена с немалым риском для самого охотника, ведь возможности человека и животного в этом состязании в определенной степени равны.

В наше время охота с луком на крупного зверя приобретает все большую популярность. Однако такая охота (особенно на буйвола) сопряжена с немалым риском для самого охотника, ведь возможности человека и животного в этом состязании в определенной степени равны.

Многие тысячелетия луки служили человеку, являясь надежным оружием на охоте и в бою.

Список литературы

  1. Анучин Д.Н. О древнем луке и стрелах. // Труды пятого археологического съезда в Тифлисе /1881/. — М., 1887.
  2. Черненко Е.В. Скифские лучники. — К., 1964.
  3. Кребер Т. Иши в двух мирах. — М., 1970.
  4. Зализняк Л.Л. Охотники на северного оленя Украинского Полесья эпохи финального палеолита. — К., 1989.
  5. Нижний Д.Ю. Розвиток мікролітичної техніки в кам’яному віці. — К., 1992.
  6. rausing g. the bow. some notes on its origin and development. bonn-lund, 1967.
  7. hardy r. longbow. asocial and military history, cambridge, 1976.
  8. ferril a. the origins of war. from stone age to alexander the great, london, 1985.