Oхота в жизни человека всегда играла огромную роль. На определенных этапах истории для ряда этносов она составляла единственную основу экономического существования (индейцы и эскимосы Северной Америки, племена Африки и Сибири). Качество и количество охотничьих трофеев оказывали существенное влияние на развитие и формирование экономики ряда европейских стран в эпоху Великих географических открытий.
Если Испания и Португалия вывозили из Южной Америки золото и серебро, то Франция, Англия, Голландия из Северной Америки – меха и рыбу, а казна России в XVII-XVIII вв. в основном пополнялась "меховой рухлядью и рыбьим зубом" из Сибири, с Камчатки и с Аляски. Поступления эти были настолько велики, что составляли значительную часть валового национального продукта ряда колониальных стран и определили, например, в Англии, Франции и Голландии создание смешанных компаний по типу Компании Гудзонова Залива, Новой Франции, Голландской вест-индской компании и других.
В последней четверти XVII столетия французская казна получала из Североамериканских колоний (Канады) ежегодно около пятисот миллионов ливров в год от торговли мехами. Не меньшее количество средств получали и оптовые торговцы. Компании Гудзонова Залива удавалось скупать мехов и шкур, куда больше, чем Франции, поскольку, благодаря дешевым товарам, ввозимым из Англии и предлагаемым на обмен индейцам и эскимосам, они располагали большими возможностями.
Количество мехов, получаемых Российской казной в XVII столетии в виде ясака из Сибири и Камчатки, было так велико, что служилые люди (дворяне, стрельцы, городовые казаки и др.) получали жалованье соболями, белками и лисицами. А основным видом подарков иностранным государям были соболиные шкурки и шубы. Русская Америка в конце XVII столетия ежегодно давала казне порядка 400 тыс. рублей. Это очень большая сумма по тем временам, если учесть, что русское население Аляски не превышало 1000 человек.
Времена и взгляды менялись, но влияние охоты и сопутствующих ей отраслей экономики имеет огромное влияние на экономику ряда развитых стран и в настоящее время.
В цивилизованных странах в представлениях охотников и рыболовов давно отсутствуют иллюзии относительно бесплатного "пользования" природными ресурсами. Существует отчетливое представление по поводу того, что тем, кто потребляет какой-нибудь национальный ресурс, необходимо платить за него.
Не урвать, не хапнуть, не получить бесплатную путевку или лицензию, а обеспечить стабильное и доступное изобилие дичи – вот задача любителей спортивной охоты и рыбной ловли, совместно со специально уполномоченными в этой области государственными структурами, проводящими соответствующую работу.
Мы часто ссылаемся на опыт развитых стран Европы и Северной Америки в области охоты и рыбной ловли, но при этом почему-то игнорируем тот факт, каким путем достигается там охотничье эльдорадо.
Например, по данным Госдепартамента Природных ресурсов США почти 60% американцев предпочитают активный отдых на природе. Любители охоты ежегодно тратят на приобретение соответствующих товаров и услуг порядка 20 миллиардов долларов. Любители рыбной ловли – порядка 40 миллиардов. В этой сфере обеспечивается занятость почти полумиллиона человек. Многие состоятельные любители охоты и рыбной ловли постоянно ищут новые места для активного отдыха как у себя на родине, так и в других странах и выбирают их по принципу "мы за ценой не постоим".
К тому же следует отметить, что в США, согласно федерального Закона 1937 г. (принятого при активной поддержке охотников и рыболовов) установлены 10% сборы от продажи спортивного охотничьего оружия (включая луки и арбалеты), боеприпасов, рыболовных снастей, принадлежностей, одежды и аксессуаров. Эти средства целевым образом переводятся на расчетные счета департаментов дичи и рыбы, департаментов охраны природы для финансового обеспечения принятых ими программ и мероприятий. Этот сбор ежегодно обеспечивает поступление 400 млн. долларов. В расчетную формулу дотаций закладывается площадь угодий, количество посещающих их охотников и рыболовов.
Департаменты дичи и рыбы штатов ежегодно от продажи лицензий на право охоты и рыбной ловли получают более 950 млн. долларов, которые используются по прямому назначению на охрану, сохранение среды обитания, заповедные мероприятия, акклиматизацию и реакклиматизацию фауны. Охотничьи и рыболовные организации дополнительно вносят порядка 300 млн. долларов в природоохранные и восстановительные мероприятия. Собственно охотники составляют 7% населения США, а, по данным Национального фонда стрелкового спорта, обеспечивают 45% финансирования заповедных, природоохранных и восстановительных мероприятий.
Кроме этого, богатые трофеи американских охотников – ощутимый "довесок" к национальной "продовольственной программе". Ежегодно на стол американского потребителя поставляется более 300 тыс. тонн деликатесной продукции.
Обилие дичи в США – результат грамотной национальной политики природопользования. Ее основной целью является управление ресурсами дичи путем повышения качества среды обитания – необходимое и достаточное условие сохранения и приумножения дичи посредством соответствующих целевых материальных и финансовых вложений.
Таким образом охота и рыбная ловля являются равноправными отраслями экономики государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
К большому нашему сожалению, в Украине мы не можем похвалиться столь превосходной организацией природопользования (охота, рыбная ловля, заповедное дело), как в США. Отсутствует у нас, прежде всего, соответствующая законодательная база.
А ведь положение в США в этой области к началу XX столетия было ничем не лучше того, что наблюдается в нашей стране в настоящее время.
Нет никакой необходимости "гнаться" нам за такими видами охот, как сафари в Африке или на Аляске. У нас есть свои особенности организации охот, определяемых историческими, национальными и природными особенностями нашей страны. Развитие именно наших охот с их национальными особенностями определит и развитие регионов, специализирующихся на охотничьем туризме, позволит: создать сотни тысяч рабочих мест, организовать экономически прибыльное использование непродуктивных сельскохозяйственных и лесных угодий, привлечь сельскохозяйственные предприятия (фермеров) к созданию неубираемых кормовых полей и т.п.
Но осуществить это возможно только в том случае, если охота и рыбная ловля станут поистине государственной отраслью на основе соответствующей законодательной базы.
Для этого в стране необходимо создать координирующий центр, который бы взял на себя планирование и разработку соответствующих законов, долгосрочных программ и мероприятий в области экологии, охоты, рыбной ловли, заповедного дела и руководство (концептуальное) охотничьими и рыболовными организациями и клубами.