От ручницы до карабина
Самые ранние достоверные сведения о ручном огнестрельном оружии свидетельствуют, что в Европе оно появилось не позднее середины XIV века и отличалось от артиллерийских орудий того периода лишь меньшими габаритами и массой. Его изобретение и развитие, вызвав настоящий переворот в военном деле, оказали огромное влияние на всю дальнейшую социальную и политическую эволюцию человеческого общества.
Ружья (под этим термином подразумевается целая гамма ручного огнестрельного оружия того периода – ручницы, бомбарделлы, аркебузы и др.) стали победоносным средством борьбы пехоты с грозной прежде тяжелой рыцарской конницей, защищенной стальными доспехами. В то время как поражающее действие других видов оружия зависело, главным образом, от силы, выносливости и основанной на длительной тренировке ловкости человека, новое оружие "огненного боя" требовало от стрелка, даже сравнительно слабого физически, только самых необходимых для стрельбы практических навыков. На протяжении последующих полутора сотен лет ружья прошли начальные стадии усовершенствования, постепенно обретая портативность и удобную для стрельбы форму ложи. Французы додумались изогнуть приклад, а испанцы – упереть его в плечо. С тех пор, собственно, этот элемент ручного огнестрельного оружия не претерпел сколько-нибудь существенных изменений.
В начале XV века к ружьям был пристроен незамысловатый механизм для воспламенения заряда – фитильный замок (вначале простейший серпентин, затем более сложный замок с шепталом), постепенно вытеснивший первоначальный способ поджигания заряда зажатым в руке тлеющим фитилем. Это простое и дешевое приспособление, просуществовавшее в Европе до конца XVII века, позволило вести более точную, прицельную стрельбу и резко повысило эффективность ручного огнестрельного оружия.
Еще большее значение имели сконструированные около 1500 г. колесцовые замки, к созданию которых приложил свою мысль и величайший художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Эти довольно сложные механизмы автоматически высекали необходимые для воспламенения порохового заряда искры при трении зажатого в курке кремния о быстро вращающееся стальное колесико-огниво, предварительно взводимое стрелком специальным заводным ключом (подобно тому, каким заводят в доме настенные механические часы). Колесцовые замки применялись, прежде всего, в кавалерийском оружии – легких аркебузах и пистолетах, которые, собственно и получили развитие в Европе с их появлением.
К середине XVI века в Европе начали входить в употребление более простые искровые механизмы для воспламенения заряда – ударно-кремневые замки, высекавшие искры при ударе курка с закрепленным кремнем о стальную пластину-огниво. Оружие с искровыми замками завоевало широкую популярность среди профессиональных военных и охотников, причем у славянских народов такое оружие, в отличие от фитильных ружей, получило меткое прозвище – самопал.
Оружейники многих стран Европы долгое время изобретали и улучшали различные типы кремневых ударных механизмов.
Ударно-кремневый замок просуществовал в европейском и американском ручном огнестрельном оружии почти до середины XIX века, пока всеобщее признание не завоевал другой вид замка – ударно-капсюльный, толчком к развитию которого послужило поистине революционное изобретение шотландца Александра Джона Форсайта, еще в начале XIX века предложившего принцип удара курка по лепешке взрывчатого (инициирующего) вещества – гремучей ртути.
В течение XVI-XVII веков, параллельно с совершенствованием искровых воспламенительных механизмов, имевших столь важное значение для безотказности и скорострельности ручного огнестрельного оружия, улучшались также его баллистические характеристики и конструировались новые системы заряжания. Уже на рубеже XV-XVI столетий появился нарезной ствол, придавший пуле вращательное движение и тем самым улучшивший точность стрельбы. Со второй половины XVI века винтовки, отличавшиеся от гладкоствольного оружия значительно большей дальнобойностью и точностью выстрела, стали широко применяться европейскими охотниками и любителями спортивно-целевой стрельбы. В тот же период начали появляться отдельные образцы различных казнозарядных систем оружия, среди которых особенно популярными были обладавшие относительно высокой точностью стрельбы пистолеты с отвинчивающимися для заряжания стволами и оружие с быстро заменяющимися во время стрельбы зарядными каморами – прообразом унитарных патронов.
Для повышения скорострельности европейские оружейники в XV-XVII веках также конструировали многозарядные системы, в том числе образцы оружия с несколькими стволами, с рядом последовательно расположенных зарядов в одном стволе, револьверное и магазинное оружие. В эту эпоху чрезвычайно активного развития европейской стрелковой техники возникли многочисленные виды ручного огнестрельного оружия, например, карабины – короткие и легкие кавалерийские ружья, тромблоны – ружья с воронкообразным стволом, куда досылалось сразу несколько пуль, а также револьверные ружья и пистолеты.
Проблема увеличения скорострельности
Идея увеличения огневой мощи огнестрельного оружия беспокоила умы человечества с самого момента появления этого самого оружия. Но сложность и "пещерные" технологии его изготовления серьезно усложняли процесс усовершенствования.
Основным направлением увеличения огневой мощи ручного огнестрельного оружия стало создание многозарядных систем.
Первые попытки разработки такого оружия относятся еще к XIV веку, когда появились примитивные многоствольные и одноствольные барабанные многозарядные системы. Более всех преуспели в этом германские мастера, предложив, например, пятиствольную ручницу с бронзовыми стволами, расположенными в горизонтальной плоскости, из которых было возможно поочередное производство пяти выстрелов, воспламеняя пороховые заряды вручную через затравочные отверстия. Наряду с многоствольными системами, стволы которых располагались в горизонтальной плоскости, существовали ручницы со стволами, скрепленными по окружности и также воспламенявшиеся поднесением тлеющего фитиля к затравочным отверстиям. Так, в Государственном Эрмитаже хранится четырехствольная ручница середины XV века со стволами, вмонтированными внутрь деревянной колодки, стянутой железными обручами и переходящей в рукоять. Воспламенение ручное; у каждого ствола сверху затравочное отверстие и полка со скользящей деревянной крышкой. На ложе крюк для подвешивания оружия к седлу или поясу.
Однако указанные многоствольные образцы отличались сложностью изготовления, длительностью перезаряжания и неудобством одновременного удержания оружия одной рукой и воспламенением порохового заряда другой, следствием чего являлась неточная стрельба.
С изобретением фитильных замков появилась возможность ведения прицельной стрельбы. Но при том мешкотном способе заряжания, которым характеризовались первоначально заряжаемые с дула образцы ручного огнестрельного оружия, вполне понятны различные попытки изменения его конструкции с целью ускорения стрельбы в особо важные моменты боя.
Тогда вновь вернулись к идее так называемой барабанной системы: к казенной части ствола на оси крепился барабан, то есть вращающийся цилиндр с несколькими гнездами (зарядными каморами) для размещения в них пороха и пуль. За барабаном находился замок: вначале фитильный, затем колесцовый и, наконец, – кремневый. То есть принцип воспламенения такого оружия на протяжении пяти столетий оставался практически неизменным: тлеющий фитиль или искра и затравочная полка с отверстием, через которое огонь передавался пороховому заряду.
Барабан, как правило, вращался стрелком вручную и постепенно подводился своей затравочной полкой (обязательно закрывающейся специальной крышкой) на линию замка для производства очередного выстрела.
Продолжение следует.