Продолжение. Начало см. "Оружие и Охота", № 4, 2004 г.
Пути совершенствования
Кто и когда первым предложил реализовать барабанную систему в ручном огнестрельном оружии - история умалчивает. Но наиболее древним образцом (по В.Е. Маркевичу) считается фитильный барабанный аркебуз ("Ствол его длиной 825 мм, калибр около полдюйма, барабан длиной около 187 мм, в нем 4 каморы. Ствол прикреплен к оси барабана, цевья под стволом нет. Барабан нужно поворачивать рукой. Над каждой каморой барабана, над затравкой имеется крышка, ходящая в пазах. Серпентин (курок) устроен фитильный, без пружины, тяжелый хвост его служит "спусковым" рычагом". - В.Е. Маркевич. Ручное огнестрельное оружие. Полигон. Санкт-Петербуг. 1994. Стр. 101.), созданный в Англии предположительно в конце XV - начале XVI столетия, принадлежавший королю Генриху VIII и находящийся ныне в экспозиции Лондонского Тауэра.
Но наибольшее распространение подобные конструкции получили в континентальной Европе, преимущественно на территории современной Германии.
Причем наряду с моделями, изготавливаемыми под фитильный замок, стали появляться более совершенные конструкции - с колесцовым и кремневым замками.
Вместимость барабана таких аркебуз и мушкетов составляла от трех до восьми зарядов. Причем довольно часто оружейники вращающемуся барабану предпочитали блок вращающихся на продольной оси стволов, поскольку в этом случае исключался прорыв пороховых газов в зазор, образуемый казенным срезом ствола и передним торцом барабана.
Но сложность, а, следовательно, и высокая стоимость изготовления барабанных и многоствольных ружей отрицательно сказалась на их массовом распространении в войсках. На вооружение принимались лишь отдельные образцы и в весьма ограниченных количествах. И действительно: гораздо выгоднее было вооружить армию простым по конструкции, дешевым и надежным в бою огнестрельным оружием, пусть и обладающим низкой скорострельностью и невысокой точностью стрельбы (данные неудобства компенсировались линейной тактикой боя), чем сложным в изготовлении (а, следовательно, и более дорогим) и весьма капризным в эксплуатации оружием, состоящим из огромного количества мелких деталей, освоить которое простому солдату, как правило, выходцу из крестьян или бедных горожан, было не под силу.
Вследствие указанных причин барабанное и многоствольное оружие стало уделом состоятельных людей. Дворяне и богатые горожане могли себе позволить приобретение для родовых коллекций и охоты, уникальных образцов оружия, и собственно, благодаря этому оно сохранилось до наших дней.
Хотя существовало немало образцов многоствольного и барабанного охотничьего оружия, но наибольшее распространение получили все же двуствольные ружья револьверной конструкции.
Например, в эпоху Наполеона во Франции в Версале работали мастера-оружейники высочайшего класса Н. Ле Клер и Н. Бутэ, которые изготавливали достойные восхищения конструктивным совершенством и богатством отделки легкие, удобные в обращении и стрельбе охотничьи двуствольные ружья и карабины с кремневыми замками для двора императора.
Но следует отметить, что подобного типа охотничьи двустволки изготавливались и раньше. Так, еще во второй половине XVI столетия в Германии появились карабины с двумя стволами, расположенными в вертикальной плоскости один над другим, с двумя колесцовыми замками. Были похожие карабины с одним замком, но с поворачивающимися стволами на одной общей продольной оси.
В Бирмингемском музее хранится ружье с поворотными стволами. Два соединенных вместе ствола поворачиваются на общей продольной оси подобно револьверному барабану. Замок кремневый; каждый ствол имеет собственную полку. Стволы необходимо поворачивать рукой; удерживаются они в надлежащем положении пружинной защелкой, устроенной в передней части скобы. Это итальянское ружье работы миланской школы относится к началу XVIII столетия.
В России также существовали подобные модели еще более ранние. Например, ружье или "перевертная пищаль" середины XVII столетия с кремневым замком и поворотными стволами - гладким и нарезным (на каждом стволе имеется полка с огнивом), работы московских мастеров Ивана Болтырева и Евтихия Кузовлева, изготовленное для царя Алексея Михайловича. Стволы поворачиваются рукой, на скобе имеется защелка, удерживающая стволы в правильном положении при выстреле.
В XVI - XVIII столетиях появились и другие системы подобных многозарядных ружей, но вследствие своей сложности, дороговизны и непрактичности такие ружья не получили широкого распространения. Все же на подобные конструкции затрачивалось много времени, энергии, стараний и, как видно, недаром, потому что попадаются весьма остроумные системы, в механизме которых имелось много дверец, клапанов и т. п. весьма сложных деталей. Подобные ружья изготовлялись преимущественно оружейными мастерами Амстердама, Люттиха (Льежа), Лондона, Аугсбурга и других оружейных центров Европы.
Особняком в ряду многозарядных ружей револьверного типа стояли многоствольные ружья залпового огня с одним кремневым замком и затравочным отверстием, изготавливаемые в конце XVIII века. Внизу располагался шомпол. Известны, например, семиствольные ружья систем Генри Нока (Лондон, калибр 13,2 мм, 1780 г.) и Дж. Уилсона (Шотландия, Эдинбург, калибр 13,4 мм, 1790-1800 гг.).
Производство упомянутых ружей носило серийный характер (выпускались по заказу правительства), а предназначались они главным образом для вооружения экипажей кораблей военно-морского и торгового флота Великобритании (хотя существовали и охотничьи варианты). И действительно: лучшего индивидуального стрелкового оружия для морского абордажного боя, наряду с тромблонами, в тот период просто и быть не могло! Но функционально такое оружие револьверным все же не являлось.
В самом конце эпохи кремневого оружия примерно в 1818 г. появился наиболее удачный образец барабанного ружья с кремневым замком револьверного типа - конструкции американца из Бостона Элиши Xайдона Коллиера. Следует отметить, что на самом деле револьверное ружье .50-го калибра было изготовлено им двумя годами раньше, а в 1818 г. запатентовано в Англии.
По другой версии 10 июня 1818 г. американский офицер и конструктор Артемас Уиллер патентует в США револьвер с кремневым замком. Он представлял тогда наиболее удачную систему многозарядного ручного оружия. С экземпляром этого револьвера Коллиер отплывает в Англию и в ноябре того же 1818 г. берет английский патент на свое имя. Существует предположение, что он якобы действовал в интересах Уиллера, но доподлинно ничего не известно. В Лондоне Коллиер открыл фабрику по производству модернизированного им револьвера и барабанного ружья той же системы.
Оружие Коллиера имело барабан с пятью зарядными каморами, за которым был установлен кремневый замок, а огниво размещалось на кожухе барабана. Отличительной особенностью этой модели было надвигание перед выстрелом барабана на конус казенного среза ствола под действием мощной пластинчатой пружины. Тем самым прорыв пороховых газов, который был бичом револьверной системы до тех пор, сводился к минимуму.
Револьвер Коллиера не получил в Европе широкого распространения ввиду сложности и дороговизны его изготовления. И хотя официально родоначальником этой револьверной системы считается Коллиер, но еще задолго до него во времена царствования королевы Елизаветы (1558-1602 гг.) появился образец револьверного ружья с поворотом и надвиганием на ствол барабана при взведении курка, имеющий значительное конструктивное сходство с коллиеровскими образцами. Так что приоритет Коллиера в этом изобретении весьма спорен.
Ударно-капсюльный замок
Как известно, в 1807 г. А. Форсайт запатентовал свой знаменитый "химический замок", представлявший собой небольшой цилиндр, размещенный над затравочной полкой. Когда стрелок переворачивал его, на полку высыпалось небольшое количество затравочного вещества (гремучей ртути), взрывавшегося при ударе курка по специальному молоточку и поджигавшего пороховой заряд.
Подобная система значительно улучшила надежность воспламенения порохового заряда, давая возможность производить выстрел в любую погоду. Все остальные недостатки, присущие кремневому оружию, остались.
Поэтому в разных странах проводились работы по "упаковке" инициирующего вещества. В частности его смешивали с воском или смолой, скатывая в шарики (лепешки), после чего последние вклеивали между двумя листочками специальной пропитанной бумаги - так появились пистоны. Другие скручивали из бумаги или тонкой листовой меди трубочки, которые затем и заполняли инициирующим составом. Но более всего прижилась конструкция медного или латунного колпачка, в который запрессовывалось некоторое количество этого взрывчатого вещества. Такой колпачок-капсюль надевался на брандтрубку (играющую роль наковальни и затравочного отверстия), ввинчиваемую в казенную часть ствола, и по нему наносился удар курком. Инициирующее вещество взрывалось, пламя по затравочному отверстию брандтрубки передавалось пороховому заряду, и происходил выстрел. Такой замок получил название ударно-капсюльного.
Продолжение следует