Главная / 2004 / Оружие и охота №9

История охоты.

Оружие и Охота2004, №9.

История охоты.

Продолжение. Начало см. "Оружие и Охота", №№6-8, 2004 г.

Индия

Древняя Индия славилась сказочными богатствами и, прежде всего, своими слонами. Время, когда началось приручение слонов, точно не известно, но предполагают, что это могло произойти во II тысячелетии до н.э. Слон не стал домашним животным, размножающимся в неволе и признающим власть любого человека. Приручение слона – длительный процесс, и в дальнейшем слушается он всегда конкретного человека, своего хозяина. Поэтому можно лишь удивляться, как древние индийцы организовывали охоту на молодых слонов, отделяя их от диких собратьев с целью приручения и дальнейшей дрессировки.

Каждый живущий в джунглях слон повинуется всем инстинктам, свойственным его роду, но в то же время он индивидуальность, имеющая собственные черты характера. Дрессировщик слонов должен быть хорошим психологом, распознавать черты характера каждого слона и в соответствии с этим вносить коррективы в процесс дрессировки. Но результаты такой дрессировки впечатляющие – огромный зверь, равных по силе которому нет в джунглях, выполняет многие работы по переноске различных тяжестей, используется в качестве транспортного средства в мирное время и ударной силы, сеющей ужас в рядах врагов, во время войны. Продолжительность жизни слона сопоставима с человеческой, и он может трудиться в 2-3 раза дольше лошади, выполняя тяжелые работы в такой местности, где лошадь оказывается бесполезной. При постройке больших городов в джунглях Индии "цивилизация слонов", начало которой совпадает с расцветом Египта и Шумера, сыграла значительную роль.

Как могли древние индийцы прийти к мысли приручать слонов? Скорее всего, потому что уже в те времена осуществлялась охота на этих гигантов. Слоны, как правило, объединяются в стада, по двадцать-тридцать голов в каждом. Но еще в XIX веке встречались стада крупнее, более семисот особей. Стадо слонов, проходящее сквозь джунгли, без всякого труда прокладывает тропу через подлесок высотой в два-три метра и часто только эти тропы дают возможность человеку передвигаться среди зарослей. Кроме этого, слоны привязаны к своим тропам и пользуются ими регулярно в течение долгого времени. Очевидно, эта особенность помогала древним людям добывать слонов, устраивая засады. Но одолеть слона очень трудно, потому что у него слишком мало "точек", попадание в которые может дать немедленные результаты. К тому же, несмотря на огромные размеры слона, величина его убойных мест не превышает по площади ладонь. Скорее всего, обладая примитивным оружием, древние индийцы устраивали ямы-ловушки или настораживали затягивающиеся петли из прочного материала, в которых запутавшийся слон терял подвижность и поэтому сопротивлялся менее активно.

Возможно, в результате таких охот в руки людей попадали слонята, оставшиеся без родителей и именно их удавалось приручить, сделать послушными воле человека. При этом открылось одно важное свойство слонов. Прирученные человеком особи не стремятся убежать к своим диким собратьям. Наоборот, они помогают людям отлавливать диких слонов в джунглях.

Вот способы отлова слонов, применявшиеся в Таиланде и перечисленные в книге, изданной в 1771 году на французском языке. Наверное, эти способы применялись еще в древней Индии:

– дикого слона гоняли до изнеможения с помощью "ручных слонов", после чего ловили петлями и, зажав между двумя прирученными, отводили в приготовленный загон;

– на слоновых тропах настораживали петли из буйволовой кожи, привязанные к деревьям, в которых слон запутывался;

– прирученная самка, управляемая укрывшимся на ее спине человеком, приводила из джунглей самцов, следовавших за ней в загон.

Если же требовалось убить животное, то охотники, чтобы перебить свой запах (обоняние у слона лучше, чем слух и зрение), обмазывали все тело слоновыми экскрементами, и один из них, подкравшись к выбранному животному, наносил удар копьем ниже уха, рассекая кровеносную артерию. После этого окруженное животное добивалось остальными охотниками. В XVIII веке такая охота была уже редкостью, слонов, как правило, отлавливали живыми, но, наверное, в древние времена такой прием был более распространен.

Отлов слонов для приручения производился с помощью загонов, в которых участвовало обычно более тысячи человек. Животные оттеснялись в заранее приготовленный крааль, огромный огороженный частоколом участок, внутри которого обязательно должен быть небольшой водоем (вода всегда приманивает этих животных).

Позднее появились охотники, у которых профессия ловца слонов наследственная, переходящая из поколения в поколение. Они в одиночку выслеживают молодых слонов и ловят, накидывая петли им на ноги. Концы этих крепчайших арканов удерживаются домашним слоном, прирученным специально для такой охоты. В конечном итоге молодой дикий слон оказывается опутанным канатами, которые дают ему возможность совершать лишь небольшие шаги. В этом состояние он "конвоируется" охотником, сидящем на прирученном слоне.

Погонщик слона, по-индийски "махаут", начинает обучение слоненка в пятилетнем возрасте. В этот период слоненок отвыкает от материнской опеки и его легче приручить. Приучая слона к седоку, махаута опускают на спину животного при помощи блока на канате и поднимают, как только животное начинает буйствовать, но как только слон успокоится, опускают вновь.

В восемь лет на слона навьючивают легкий груз и приучают подниматься в гору или преодолевать вброд мелководье. В дальнейшем характер работы все более усложняется и полностью обученным слон становится к девятнадцати годам. Работают слоны до пятидесяти пяти и более лет.

В древней Индии при дворах правителей держали тысячные стада прирученных слонов. Они являлись показателем могущества властителя, мощи его армии. Из Индии слоны попадали и в некоторые древние европейские армии. Например, один из преемников Александра Македонского, Селевк I, отдал в жены индийскому правителю Чандрагупте свою дочь и отказался от лежащей в долине реки Инд провинции в обмен на 500 слонов для своей армии.

Индийские правители и вельможи и в мирное время передвигались по стране в паланкинах, укрепленных на спине слона или в парадных колесницах, которые тоже везли слоны.

Царская охота проводилась также при помощи специально обученных слонов – охотничьих. Сначала таких слонов приучали к виду и запаху тигра, самого опасного хищника индийских джунглей. Для этого рядом со слоном, управляемым махаутом, выставляли клетку с тигром. Когда слон привыкал к его виду, тигра привязывали цепью в джунглях, и гнали слона на него. Вид рычащего свирепого тигра побуждает слона бежать, но погонщик "анком" – короткой палкой с наконечником и крючком, при помощи которой управляют слонами, а также своими криками заставляет слона приблизиться к тигру. Слон, убедившись что ему не угрожает опасность (тигр прикован), успокаивается.

Охота со слонами происходит следующим образом. Прирученные слоны расставляются так, чтобы в цепи равномерно распределились животные, обладающие разным опытом охоты. Затем слоны окружают намеченный участок джу