начале средневековья произошло существенное изменение уклада жизни людей. В античные времена хозяйственной основой общества был труд рабов. Свободные граждане имели возможность вести "публичную" жизнь: вне стен своего дома общаться друг с другом, посещать места массовых зрелищ и форумы, где их волеизъявление влияло на политику государства. Конечно, мелкие ремесленники и земледельцы были более ограничены во времени, поскольку и они принимали участие в трудовом процессе, вынужденные руководить трудом одного-двух рабов в своем хозяйстве. Но среди элитной части населения общественная жизнь имела превалирующее значение, и это нашло отражение даже в градостроительстве. Поселения античности, в том числе, и небольшие имели благоустроенные улицы, общественные строения (форумы, гимнасии для занятий спортом и обучения грамоте, общественные бани). Планировка домов, например, обязательно включала в себя внутренний дворик. Предрассудки в античные времена делили всю трудовую деятельность на достойную свободного человека и удел рабов. Поэтому к охоте тогда отношение было двоякое. С одной стороны она признавалась хорошим средством тренировки и, закаливания воинского духа в армиях античных государств. В больших и престижных охотах на крупных зверей, связанных часто с регилиозными культами, проводили свое время правители и их вельможи. В то же время бедняки вынуждены были охотиться, спасая свои посевы и стада от птиц и хищников. Но люди среднего достатка, составлявшие большую часть населения, считали занятие охотой ниже своего достоинства и признавали ее лишь в качестве зрелища, в котором они были сторонними наблюдателями.
В средние века отношение к охоте изменилось. Связано это было с тем, что люди, вынужденные с неимоверными усилиями отвоевывать у дикой природы все новые и новые места для своих селений и полей, могли рассчитывать только на себя. Расселяясь в глухих лесах, окруженные со всех сторон действительными и мнимыми опасностями, они воспринимали охоту как нечто необходимое в борьбе за выживание, но, по мере обустройства на выбранном клочке земли, охота становилась привычным занятием, приносившим не только пользу, но и удовольствие. Именно поэтому охота начинает принимать более массовый, чем в античные времена, характер.
В аристократической среде, представленной в средние века профессиональными воинами-рыцарями, охоту превозносили как занятие, дающее возможность показать свою удаль, искусство верховой езды, силу и отвагу. Это была часть тренировки воина и, при случае, демонстрация своих возможностей сюзерену (феодалу более высокого ранга, с которым рыцаря связывали вассальные отношения). Предпочитались опасные охоты на медведя, вепря и, конечно же, длительная верховая скачка в погоне за оленем.
Но охота на птиц среди аристократов не считалась достойным занятием, за исключением охоты с соколами. Дело в том, что стрельба из лука, а позднее из арбалета, не рассматривалась достойным рыцаря занятием. Ни один аристократ не стал бы гордиться своим умением стрелять из них, ибо это было низшее оружие, используемое крестьянами и горожанами, не осмеливающимися оказаться на поле боя лицом к лицу с противником. Особенно показательно отношение к арбалету. Это приспособление для стрельбы в цель короткими стрелами-болтами (нем. Bolzen), в отличие от лука, для меткой стрельбы из которого требовались постоянные тренировки, было опасно даже в руках непрофессиональных стрелков. Горожане и крестьяне, вооруженные арбалетами, стали представлять серьезную опасность для рыцарей. Так, 26 марта 1196 года при осаде небольшого замка Шалю-Шаброль во Франции, внутри которого находилось около 40 мужчин и женщин, был смертельно ранен английский король Ричард I "Львиное сердце". Стрелок-снайпер, находясь на башне замка, кстати, в поле зрения осаждающих, выждал подходящий момент, внезапно поднял заряженный арбалет и выстрелил так быстро, что король не успел закрыться щитом.
Осознавая всю опасность арбалета в руках простолюдинов, на Втором Латеранском соборе в 1139 году папа Римский запретил употребление этого оружия. Этому запрету вторили указы и местных властителей. Например, немецкий король Конрад II (период правления 1138-1152 гг.) также запрещал использование арбалета на своих землях. Тем не менее оружие это становилось все более популярным не только в армии, но и среди охотников, принадлежащих к средней по достатку прослойке общества (арбалеты были достаточно дорогими).
Не следует думать, что во времена средневековья знания людей о животном мире ограничивались лишь тем, что их окружало в обыденной жизни и встречалось в ближайших лесах. Военные походы против "неверных" и торговые связи с Азией и Африкой расширяли кругозор людей той эпохи. Так, при осаде Константинополя в 1204 году крестоносцы столкнулись с дрессированными львами и леопардами, которых горожане использовали против штурмующих. В одной из хроник того времени рассказывается, что звери, завывая и рыча, атаковали крестоносцев, при этом львы отважно дрались и полегли на месте, а леопарды покинули поле боя и вернулись в город перепрыгнув крепостную стену словно кошки.
В 1251 году король Англии Генрих III получил в подарок белого медведя. Для его содержания каждый житель Лондона, согласно королевскому указу, должен был платить четыре пенса в день. "...Можно было наблюдать, как этот зверь (вместе с дрессировщиком) ходит к Темзе ловить рыбу. Кажется, он предпочитает рыбу тому рациону, который выделяют ему городские обыватели", – было записано в хронике того времени.
В 1254 году Генрих III получил в подарок от французского короля Людовика IX слона, вывезенного из Святой земли. За счет городской казны для слона в Лондоне было построено специальное здание. После этого жители даже самых отдаленных районов стремились побывать в столице, чтобы увидеть столь редкое животное.
Примерно, в то же самое время итальянский купец Марко Поло, пребывавший несколько десятков лет в Монголии и Китае, рассказывал в своей "Книге Чудес...": "Татарский хан держит в завоеванном городе Камбалу большое количество орлов, леопардов и рысей, с которыми он выходит на охоту. Еще у него множество львов, которые превосходят размерами Вавилонских и масти изящной, пестрой, образованной белыми, черными и красными полосками. (Речь идет о тиграх. Про них в Европе знали значительно меньше, чем о других редких животных). Они служат ему для охоты на кабанов, волков, диких ослов, медведей, оленей, косуль и еще многих других".
Крестьяне во времена средневековья вынуждены были отдавать большую часть урожая своему синьору, от чего сами жили впроголодь. Поэтому охота была для них шансом хотя бы изредка получать необходимые для нормального функционирования организма животные белки. Ведь основу их пищи составлял ржаной хлеб низкого качества, каша, бобы. И лишь изредка сыр и рыба. Крестьяне устраивали простые ловушки, плели ловчие сети. В пищу употреблялось все, начиная от мелких певчих птичек и заканчивая олениной, с риском для жизни добытой в господском лесу. В периоды неурожая, когда голод становился смертельной угрозой, уничтожалась вся живность в округе, включая ворон и крыс, которые, как известно, благодаря своей сообразительности довольно редко становятся трофеями.
Крестьяне придумывают необычные способы охоты, чтобы обойти, обмануть закон. Так в английской хронике за 1305 год упоминается, что в графстве Нью Форест, желая обойти королевский эдикт, запрещающий иметь собак, чтобы не было соблазна для браконьерской охоты в королевских лесах, крестьян