.
7 июля 2006 года запорожский "Музей Истории Оружия", об открытии которого наш журнал сообщал в № 8 за 2004 год, отметил свое двухлетие! Необычность этого музея, если не касаться темы его уникальной экспозиции, состоит в том, что это первый частный музей в Украине, а быть может и на необъятных просторах СНГ, который, публично объявив свою экспозицию общедоступной для обозрения, действительно работает постоянно.
"Всему свое время, и время всякой вещи под небом… Время убивать и время врачевать; время разрушать и время строить…" Царь Соломон
Сейчас все чаще стали появляться частные собрания икон, картин и т.д., объявленные, как музейные собрания. Но, общедоступность их весьма спорная. Они раскрывают свои двери для публики несколько раз в год – от случая к случаю!
Запорожский "Музей Истории Оружия", являющийся самостоятельной единицей в составе НПКО "Диана-92", закрыт для посетителей лишь три дня в году – во время праздников. Все остальное время – каждый день – музей принимает посетителей с 9 до 18 часов.
Стенды музея, площадь помещения которого всего лишь около 100 квадратных метров, насыщены разнообразным оружием всех времен и народов. В экспозиции находится около 3 тыс. экспонатов и им давно уже стало тесно в небольшом помещении, которое НПКО "Диана-92" смогла выделить, быть может, ограничивая тем самым свою деятельность в других направлениях бизнеса.
Тем не менее, экспозиция "Музея Истории Оружия" растет, прежде всего, в части эксклюзивности приобретаемых экспонатов. На этот раз презентация новых поступлений была посвящена двухлетию существования необычного музея.
В беседе с корреспондентом журналов "Оружие и Охота" и "Клинок", генеральный директор "Диана-92"Виталий Григорьевич Шлайфер, кропотливо собирающий образцы оружия народов мира для экспозиции музея, подвел некоторые итоги.
– В. Г.Два года функционирует "Музей Истории Оружия", как самостоятельная единица в составе НПКО "Диана-92". Для музея это ничтожно малый срок, всего лишь мгновение. Но для нас, сумевших организовать общедоступный музей со столь редкой тематикой экспозиции и прилагающих все усилия к тому, чтобы его собрание представляло такую же ценность для национальной украинской науки, как и собрания государственных музеев, – два года, это много! И, прежде всего, этот промежуток времени убедил нас в том, что мы находимся на правильном пути, – пути созидания!
Мы развиваемся очень энергично, не сбавляя темпов поиска и приобретения экспонатов. В настоящее время, расширяя свою экспозицию, мы заботимся прежде всего не о восполнении "прорех" в ряду оружейных экспонатов, как это происходило в самом начале. Сейчас наступило время пополнения коллекции очень редкими, уникальными вещами, – становящимися гордостью нашего музея.
Любой из представляемых сегодня предметов достоин украшать коллекцию крупнейших и известнейших музеев мира! Это уже другой уровень качества коллекционных предметов. Это оружие прекрасно дополняет экспозицию музея, – показывая многогранность таланта своих создателей, – старых мастеров-оружейников. Кроме того, наше кредо состоит в том, что все имеющееся у нас оружие необходимо включать в экспозицию и показывать людям.
– К.Тем не менее, возникает вопрос о целесообразности затрачиваемых усилий.
– В. Г.То, что я делаю, – восстанавливает прерванную связь времен. Долгое время в СССР коллекционеры были абсолютно бесправными людьми. Все, что могло, государство постоянно из их коллекций забирало, объявляя своей собственностью. Огромен подвиг подвижничества людей, собравших прекрасные музейные богатства. Делалось это людьми, исходившими, прежде всего, из чувства бескорыстного и неподдельного интереса к собираемым предметам. Таким образом, каждая коллекция отражает индивидуальность человека, собравшего ее. Но только очень значительные коллекции были сохранены в своей целостности, став основой экспозиций музеев, являющихся национальной гордостью ныне существующих государств. Более "мелкие" коллекции, включающие до несколько сотен предметов, государством были разрознены, "распылены" по разным музеям и находятся в их запасниках, в нарушение дарственных договоров.
Фамилии собирателей этих коллекций забыты!
Своей деятельностью мы стараемся привлечь внимание общественности и к этому вопросу, восстановить историческую справедливость, напомнить об этих людях.
В течение почти восьмидесяти лет держава лишала своих граждан права находить, собирать, спасать предметы материальной и духовной культуры. "Музей Истории Оружия", это попытка вернуться к прерванной некогда традиции.
– К.Что значит музей для вас лично?
– В. Г.Казалось бы, кроме постоянных трудностей, в том числе и финансовых, и лишних забот – музей не приносит своему создателю ничего. Но есть сознание того, что ты оставляешь свой след на Земле и вносишь посильную лепту в изучение вопроса, полностью осветить который на должном уровне, глубоко и серьезно, еще никому не удавалось. Может быть, наши усилия и опыт окажутся полезными и для других музеев и коллекционеров.
Очень хочется показать, что наше время, это не только время стяжателей, но и время тех, кто наконец-то получил возможность созидать. Созидать, несмотря ни на какие трудности! Наверное, доказательство факта, что такое время в Украине наступило, это и есть основной итог двухлетнего существования "Музея Истории Оружия".
***
На презентации новых предметов, пополнивших экспозицию музея, были показаны замечательные образцы, свидетельствующие об исторических временах, когда умение владеть оружием являлось жизненно необходимым.
Прежде всего, это уникальные предметы, относящиеся к истории казачества:
– булава-пернач (Восточная Европа, XVI в.), боевая часть которой состоит из 13-ти прорезных перьев, а деревянная рукоять обтянута кожей, потертой во время многочисленных военных походов;
– чеканы (Восток, XVIII в.), с обухом в виде молотка и боевой частью – в виде острого клюва для пробивания доспехов;
– наконечник чекана XVII века с места Чудновской битвы на Волыни, произошедшей в 1660 году;
– сабля-шемшир с волнистым "пламенеющим" клинком XVIII столетия.
Из европейского холодного оружия представлены:
– парадная шпага (Италия, вторая половина XVI, – начало XVII столетий), выполненная на высочайшем художественном уровне и рапира этого же периода, изготовленная в Западной Европе, – излюбленное дуэльное оружие дворянства:
– шпага валлонского типа образца 1772 года, боевое оружие французской армии:
– две даги (оружие для левой руки), использовавшихся профессиональными фехтовальщиками, начиная с конца XVI столетия, для ведения дуэльных поединков.
Из восточного оружия представлены:
– парадный меч – дха (Бирма, конец XIX века), сочетающий изысканную изящность парадного оружия и прекрасные боевые качества;
– боевой топорик (Иран, XVIII столетие) с боевой частью в виде полумесяца и спрятанным в рукояти четырехгранным стилетом для нанесения колющих ударов.
Огнестрельное оружиебыло представлено гладкоствольным кремневым ружьем, относящимся к периоду XVII-XVIII столетий. Оно имеет характерный для балканских ружей "Т"-образный приклад с тонкой изогнутой шейкой. Ружье украшено гравировкой, нанесенной на декоративные металлические накладки, покрывающие деревянное ложе оружия.
Только для читателей журнала "Оружие и Охота" Виталий Григорьевич Шлайфер, несколько опередив время появления образца в экспозиции музея, представил и бельгийский двухствольный охотничий пистолет переломной конструкции системы Лефоше. Стиль исполнения рукояти пистолета характерен для капсюльных пистолетов начала XIX века. Но пистолет изготовлен позднее этого периода и в нем уже используются патроны центрального боя. В его же внешнем облике заметно сочетание ра-зличных декоративных стилей, что и делает это оружие уникальным.
Один из его стволов нарезной, другой гладкий. Длина стволов 220 мм., длина патронников 30 мм. Внутренние диаметры каналов его стволов близки к 32-му калибру.
Пистолет выполнен с большим художественным вкусом. На его спусковой скобе имеется шпора, позволяющая более надежно удерживать оружие и, в какой то мере, компенсировать подбрасывание ствола вверх в момент выстрела.
Про этот образец оружия коллекционер сказал следующее: "С появлением в коллекции столь уникального пистолета в экспозиции музея закроется еще один пробел, существовавший до сего дня".
***
– К.Каковы перспективные планы развития музея.
– В. Г.О нашем музее уже было более 400 публикаций в прессе, а также прошли многочисленные радио и телепередачи. О нас знают не только в Запорожье, где музей стал одной из достопримечательностей города, привлекающей посетителей из всех регионов Украины и из зарубежья. Мы самодостаточны и все планы развития "Музея Истории Оружия" готовы претворить в жизнь сами, без чьей либо помощи. И самой насущной задачей является постройка силами НПКО "Диана-92" нового здания музея, которое должно украсить центр города. Проект застройки уже имеется, но получить для него требуемый участок земли, в то время как над духовными потребностями преобладают соображения коммерческого порядка – трудно. Но мы не теряем надежды, ведь то, что хотим создать для Запорожья и всех граждан Украины – уникально!
Беседовал Виктор Кленкин, фото автора.
.