Охота в Украине
Культура охоты — производная
существующего законодательства
Приходится к большому сожалению констатировать, что за 16 лет существования независимой Украины, руководство охотничьим хозяйством в стране страдает рудиментом тоталитарности и преемственности, оставшимся от стиля руководства этой отраслью в бывшем СССР. Потому говорить сейчас, что является тормозом развития охоты в Украине: общественные организации (УООР, ОВОР и др.), существующее законодательство, дилетантское руководство Минприроды и Госкомлесхоза — не приходится. Главное — отсутствие единой концепции, национальной идеи в области экологии, лесного и рыбного хозяйства, охоты и рыбной ловли. Все это звенья одной цепи — вырви одно звено и вся цепь рассыплется. Как показывает мировая практика (США, Канада, Скандинавские страны, большинство стран Западной Европы) — это должен быть единый комплекс мероприятий сохранения среды обитания животного и растительного мира, а управление координацией действий в этой области возложено на единое ведомство, наделенное законодательными правами, финансированием, штатами и допуском для общественного контроля. При этом учитывается обеспечение потребностей в области охоты, рыбной ловли, зеленого туризма всех общественных слоев населения.
Знакомясь с материалами ноябрьской 2007 г. коллегии госкомлесхоза, связанной с вопросами функционирования охотничьей отрасли Украины, вспоминается басня Крылова "Кот и повар" с ее знаменитым изречением "пора и власть уж применить". Главохота, а с нею и Госкомлес, признались в своем полном бессилии как государственные органы по управлению охотничьим хозяйством Украины. Организация, на которую возложена законодательно вся охотничья деятельность и ответственность в стране, сама грубо нарушает как законы, так и собственные приказы и распоряжения. Пример: в ряде областей 60% районных охотоведов работают по совместительству. Функции егерей в большинстве хозяйств Госкомлесхоза выполняют по совместительству мастера леса, лесники и помощники лесничих, но ведь они даже не имеют права составлять протоколы на нарушителей. Отсутствует в ряде областей обязательная должность заместителя начальника управления по охотничьему хозяйству. А материальное снабжение егерской службы ( транспорт, ГСМ, оружие, связь, приборы ночного видения, форменная одежда ) — практически все на самообеспеченнии. А ведь егерь — основная фигура в охотничьем хозяйстве. Специализированное подразделение из егерей и охотоведов — основа охотничьего хозяйства. За примером далеко ходить не надо — наши соседи белорусы. Мы же практически развалили систему егерской службы в Украине. И вот такая кадровая политика привела к полному отсутствию принципиального контроля за выделением (изъятием) охотничьих угодий без соответствующих согласований (АР Крым, Одесская, Хмельницкая, Харьковская, Ровенская, Черниговская и др. области), а также грубого нарушения порядка проведения охотоустройства, обретения пользователями права юридического лица, несоответствия численности егерской службы требованием законодательства.
Претензии, предъявленные к УООР ,обоснованы, а судьи кто? Практически это просто очередное выпускание пара, чтобы снять с себя ответственность.
С 2010 г. пользователи охотугодий, вне зависимости от ведомственной принадлежности, обязаны платить арендную плату, которая определяется в договоре между постоянным владельцем земельного участка и охотничьими организациями. Кто сейчас занимается разработкой соответствующих документов? Без регламентирующих документов — это может привести к коллапсу. Разработка их – это прямая обязанность Госкомлесхоза и Минприроды с привлечением Всеукраинской ассоциации УООР, ОВОР и других пользователей. Никто в Украине в настоящее время не решает вопросов возмещения ущерба, нанесенных дикими животными сельскому хозяйству, гидросооружения, мелиорации. В США данный ущерб оценивается в 1,3 млрд. долларов ежегодно, и он подлежит компенсации.
И как не прискорбно, приходится констатировать в очередной раз, что в Украине отсутствует действенный государственный орган, осуществляющий четкую выработку и проведение в жизнь единой национальной концепции в области экологии, лесного, охотничьего и рыбного хозяйства. Пора такой единый орган создать на базе разрозненных организаций, которые якобы занимаются этими вопросами, но практически бездействуют. Пора решать и судьбу полумиллионной армии рыболовов-любителей, оградив их от чиновничьего беспредела, а порой и прямого самодурства.