Даосская традиция борьбы наиболее ярко представлена так называемыми внутренними школами:
Тай-цзи (Великий предел);
Син-и (Направленная воля);
Ба-гуа (Восемь триграмм).
Истоки этих школ восходят к философским воззрениям даосских мыслителей, сформировавшихся в v–iii вв. до н.э. — во время расцвета философской мысли древнего Китая. В этот период появились два классических сочинения "Дао – де цзин" и "Чжуан цзы", в которых изложены основы даосского учения о Дао. Эти трактаты являются философскими произведениями. " summary=">
Мастер Ушу с копьем
Даосизм, по сути, — это приемы и методы тренировки тела и духа ради достижения, как говорили даосы, "полноты жизни", высшей просветленности сознания. Это практика личного совершенствования, которая стала подлинной сердцевиной даосской воинской традиции и легла в основу всех даосских школ воинских искусств.
Для даосских школ ушу характерны исходные установки, определяющие освобождение от оков рационального мировосприятия, пустого умствования. Даосы воспринимают мир в его единстве, стараясь избегать столь характерной для западного мышления дуальности, деления на хорошее и плохое, красивое и уродливое. Ведь не может быть начала Инь без начала Ян, Света без Тьмы. Вечное движение в космическом вихре пяти стихий — основа основ даосского учения о мироздании, о времени и пространстве, о человеке и его месте во Вселенной. Прежде всего никакой суеты, никаких попыток идти против течения, бороться с сильнейшим, давая место негодованию и гневу. Побеждать следует Недеянием. Совершенствовать собственную нравственность в соответствии с законами природы. Не обязательно предаваться аскезе, удаляясь от мира с его треволнениями, опасностями, бесконечными конфликтами. Да, бороться необходимо, но лишь тщательно взвешивая соотношение сил и выявив слабые места противника. Таков закон жизни. Такова наука борьбы.
В даосских творениях популярен образ Мягкого и Слабого, одолевающего Твердое и Сильное. Совершенно-мудрые, в понимании даосов, — это те, кто "действуют мягко, а на деле — твердо; с помощью слабого оказываются сильными".
Поединок на мечах с гравюры Хокусая
На поле боя ловкость и увертливость значительно важнее, чем грубая физическая сила. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения.
В трудах по теории воинских искусств для объяснения тактики мягкости и податливости, побеждающей грубую силу, можно встретить немало образных выражений, например, бамбук, гнущийся под напором ветра, но не ломающийся; ива, сбрасывающая тяжелые пласты снега и т.п. Однако самый древний и универсальный образ-символ — это вода, предметное воплощение даосской философии жизни: вода, которая точит камень, сокрушает скалы, проходит сквозь песок и, как мы теперь знаем, генерирует энергию.
Современное японское каратэ в действительности пришло с Окинавы, крупнейшего острова архипелага Рюкю, лежащего на пересечении торговых путей. Немало беженцев из Японии, Китая и Кореи искали на островах Рюкю спасения от политических преследований. Самурайские дружины Тайра в Xii в. были разбиты победоносными войсками Минамото в последнем сражении при Данноура (совр. Симоносэки). Воины разбитых дружин устремились на юг, многие переправились на Окинаву. Они познакомили местных жителей с передовыми приемами военного искусства. Первый правитель Рюкю, Сюнтэн (Xiii в.) уделял большое внимание военному делу. В период его правления активно строились дворцы и крепости, росли поместья, интенсивно проводилось обучение солдат. Население Окинавы, этнически тяготеющее к японцам, и говорящее на диалекте Рюкю японского языка, в течение многих веков отстаивало независимость своего маленького государства, но в 1372 г. правитель Рюкю Сацудо признал вассальную зависимость от Китая. Правящий император династии Минь направил на Окинаву полномочного посланника с большой свитой.
С 1392 г. китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем аналогичные поселения появились в городах Сюри и Томари. Китайские общины во всех странах Юго-Восточной Азии всегда держались особняком. Но именно эти общины стали источником широкого распространения сведений о восточных воинских искусствах.
В 1606 г. правитель южнояпонского княжества Сацума, Симадзу Иэхиса, испросив разрешение правительства, начал готовиться к походу на Окинаву. В операции участвовали три тысячи самураев клана Симадзу, приплывшие к острову на ста кораблях. Безоружные жители острова почти не сопротивлялись, а небольшой отряд из гарнизона Нахи под предводительством Ся Мэя был усмирен огнем японских мушкетов. Окинава попал под протекторат Японской империи; население было обложено поборами и подвергалось жестокой дискриминации.
В ответ крестьяне убивали сборщиков налогов и громили мелкие самурайские конвои. Тогда в 1609 г. японский наместник издал второй строжайший указ о запрете носить оружие. На сей раз дело не ограничилось словами. На территории острова, как и по всей Японии, после указа Хидэёси от 1588 г., была проведена "охота за мечами" (катана-гари). Крестьяне, горожане и даже монахи, утаившие холодное оружие, карались смертной казнью. Чтобы исключить даже малейшую возможность производства оружия, в деревнях были закрыты кузницы.
Сопротивляться хорошо вооруженной армии "голыми руками" крестьянам было не под силу, но чтобы справится с несколькими оголтелыми насильниками вполне достаточно двух-трех мастеров воинских искусств. Со временем население Окинавы начало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны в деревнях и селах. Однако центрами распространения воинских искусств все же были крупные города.
Восточное искусство на островах Рюкю в ту пору называлось просто Окинава-тэ (тэ по-японски "рука"), то есть "окинавский рукопашный бой" или то-тэ ("волшебная рука"). На самой же Окинаве стили тэ различались соответственно по городам: Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ. В течение Xvii в. школы тэ действовали в глубоком подполье. Все ученики давали клятву на крови о сохранении тайны. Если же кто-нибудь под пытками выдавал собратьев японским властям, предателя ждала позорная казнь. Его вывозили на лодке далеко в море и, слегка оцарапав, бросали несвязанным в воду. На запах крови собирались акулы и, после недолгой игры в кошки–мышки, сжирали клятвопреступника.
Айкидо –"Путь сосредоточения ки". Еще лет тридцать назад название этой специфической разновидности воинских искусств было известно лишь узкому кругу посвященных. В наши дни борьбой айкидо занимаются в Японии и за ее пределами сотни тысяч людей.
В самом общем определении айкидо можно истолковать как искусство проведения болевых захватов и замков рук с последующим броском или удушением при активном использовании биоэнергетических возможностей организма. Как и большинство видов современных японских бу-до, айкидо появилось в XX в., но корни борьбы уходят в глубокую древность, в недра традиции восточных воинских искусств, а сложная философская база объединила разнородные влияния эзотерических направлений буддизма и синтоизма.
Создателем айкидо считается Уэсиба Морихэй (1883–1969), отпрыск старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма.
Современное айкидо, вышедшее за пределы Японии и завоевавшее мир благодаря усилиям профессора Уэсиба и его преемников, восходит к старинному "искусству сосредоточения жизненной энергии" школы Дайто (Дайто айки-дзюцу). Легенда связывает появление школы с именем принца Тэйдзюн, шестого сына императора Сэйва (850–880). Принц, почерпнувший от безвестного буддийского монаха уникальное умение концентрировать ки и направлять ее в любую точку тела вместе с небольшим комплексом боевых приемов, в глубочайшей тайне передал науку айки своему сыну Цунэмото. Не найдя применения среди изнеженных аристократов хэйанского двора, айки-дзюцу в дальнейшем стало фамильным достоянием клана Минамото — верных вассалов, а затем всесильных повелителей микадо. В конце Xi в. хранителем фамильного достояния стал Синра Сабуро Ёсимицу, младший брат могущественного Минамото Ёсииэ. К тому времени, как считают историки, уже были заложены основы айкидо.