"… как только засинеет на востоке утренняя заря, начнут гаснуть звезды, и потом в туманах и тишине подымается над травами и водами огромное багровое солнце, — солнце бесконечного летнего дня".
К.Г. Паустовский "Памяти Аксакова"
На озерах под Лютежем
26 июня, суббота. Небо затягивают слоисто-кучевые облака, погода меняется. Выхожу из дома в 15-00. У Пушкинского парка встречаюсь с Александром Ивановичем. Валентин Михайлович ждал нас на остановке у Куреневского базара. В 17-00 поехали автобусом на Дымер, заплатив по 10 руб., хотя нам сходить на треть пути ближе. Через 45 мин. сходим у начала леса, по совету местного рыбака проехав с. Лютеж. Грунтовой дорогой, через хутор Гаранкив выходим на луг. Перед глазами простирается изумрудно-голубая страна света, вод и трав. При каждом шаге открываются новые неповторимые картины. Необыкновенная радость простора торжествует тишиной, полной жизни. Здесь душа умиротворяется, соединяясь с земной сутью…
Шагаем луговой дорогой, кое-где в низинах, мощеной жердями на топких местах. Минуем два мостика; под вторым протекает луговая речка, идущая от Днепра к старику — давнему руслу. Между первым и вторым мостиком, слева расположено небольшое озерко. Рядом на суходоле пасека пестрит желтыми и синими ульями. Речка переходит в ряд широко вытянутых озер. Наибольшее из них Перун, затем — Биловоды. Все озера проточные — глубиной, где в рост-полтора, а где и больше. Забрасывая блесну в прогалины между кувшинками, ловлю тут шесть щучек-травянок, а мои напарники, странно, — ничего.
Дует западный ветер. Все небо затянули однотонные облака. Смеркается. Начинается мелкий дождь. Спешно набираем сухих лозовых веток. Из сумки достаю кусочек бересты, чиркаю спичкой. Огонек, потрескивая, жадно охватывает кору, вьется, дымок, источая аромат дегтя. Загораются тонкие веточки, затем потолще, и вот уже наш костерок замигал в ночи. В двух котелках варим уху из пойманной рыбы и картошку. Ночуем в копне душистого свежего сена. Мягко и тепло.
27.06. Утро хмурое, идет мелкий дождь. Сильный ветер мчит низкие дождевые облака. Невеселая картина, но нам в сене сухо и уютно. Сидим, на мокрые луга поглядываем. Постепенно к 11 часам дождь стих и распогодилось. Ветер утих, облачность поднялась. Через мокрые густые некошеные травы кое-как добрались к озеру Довгань — чудесное глубокое узкое озеро, в воде у берегов заросшее кувшинками, рогозом и тростником. Во многих местах над водой склонились густые лозняки, но подходы к берегу есть, и забрасывать блесну можно. У Александра Ивановича сразу взяла крупная щука, завела в траву, запутала жилку в рогозе и металась, как сумасшедшая. Александр Иванович разделся, полез в воду, выпутал ее из трав и, подхватив под жабры, выволок на берег. Хороша! Аршин с четвертью, и потянула 4,2 кг!
В обросшем вербами и кустами озере Витка у Валентина Михайловича щука сломала крючок тройника. Потом он вытащил щуку 1,2 кг, а Александр Иванович на 1,5 кг. В Довгане и Витке половили мы хорошо, правда, в основном попадались травянки. У меня в улове 6 кг, а у Александра Ивановича и Валентина Михайловича по 9 кг щук и окуней. Валентин Михайлович много поймал окуней — с десяток. Их он наловил со дна. Две щуки больше кило у меня сошли, и оторвал четыре блесны.
На шоссе мы вышли к 19 часам, долго ждали, и уехать в Киев смогли только через два часа. Был дома в 23-15.
3 июля, суббота. Со вчерашнего дня атмосферное давление медленно падает. Сейчас 743 мм рт.ст., прохладно, облачность сплошная. Собрались ехать на рыбалку в Козин. Ждем-ловим попутную машину на Подоле. Начинается дождь. Идет усиливаясь. Машин нет. Прождав полтора часа, решаем ехать ночевать к Валентину Михайловичу на пл. Богдана Хмельницкого. Ночью небо очистилось, замерцали звездочки. Значит, сможем завтра поехать.
4.07. Подъем в 5-00. С Куреневки едем в Лютеж. Идем через пойменные луга. Красота вокруг. Синие дали широкого раздолья днепровской поймы, голубые глаза-озера, густые кудри зеленых ивняков, изумрудные душистые травы в алмазной росе. Прекрасный мир, какое счастье видеть тебя, быть окруженным тобой!
Через час выходим к озеру Довгань. Собираю спиннинг, привязываю к лесе белую вращающуюся блесну типа "невской". Первый заброс, второй… десятый… — поклевок нет. Меняю блесну, ставлю с лепестком из начищенной меди. У края водяной растительности, на глубине в два аршина "садится" щука 1.4 кг. Через несколько забросов следует сход. Вот провожу блесну у поверхности в прогалине среди листьев кувшинок. Оп! Хватка, — щучка-фунтовка. Александр Иванович на белую вращающуюся ловит щуку 1,2 кг. На глубоком, в вершине озера из-под листьев кувшинок мою блесну хватает крупная щука и сразу же бросается в заросли, там запутывается за стебли. Дергая лесу, насилу щуку выводил, наконец, вытаскиваю на берег, — 2 кг! Потом попадается еще травянка. После 13 часов идем на озеро Витка. Там Валентин Михайлович выволакивает порядочную щуку. Вижу, как она гнет его спиннинг, водит, а потом прыгает в траве на берегу, мелькая брюхом.
На краю кувшинок, у поверхности берет у меня щука 1,6 кг. А потом, сколько не бросали, l