В настоящее время в плане международной тенденции развития миротворческих сил особую важность приобретают рекомендации по спецтехнике и спецтактике по борьбе с терроризмом. Первый командир подразделения спецназначения (ПСН) по борьбе с терроризмом ГСГ-9 генерал воздушно-десантных войск Ульрих фон Вегенер охотно делится своим опытом борьбы с террористами.
В этом рассказе рассматриваются действия ПСН ГСГ-9 при ликвидации захвата палестинскими террористами германского самолета, перелетавшего из Испании в Германию, на борту которого находились 90 пассажиров и 6 членов экипажа. Ульриху фон Вегенеру была поставлена задача освобождения заложников. Самолет находился на Кипре.
Членов ПСН набирали добровольно. Для руководителя важно знать, что все члены ПСН настроены на проведение операции.
Было получено указание на захват самолета. Но Кипр отпустил самолет. Самолет двигался по маршруту Дюбай-Бахрейн-Арабские эмираты. ПСН улетел в Анкару для осуществления поисково-информационной деятельности. В Дюбай направилась информационно-поисковая группа ПСН с целью получения информации для проведения дальнейших действий. В Дюбае было жарко, и в самолете открыли все двери, так удалось получить фотографии всех террористов. По фотографиям через информационный центр СБ Британии через два часа получили информацию, что два террориста являются участниками убийства Йеменского посла в Англии. Один из них ранее работал авиационным механиком, что сыграло существенную роль при захвате самолета. Арабы Дюбая не разрешили штурмовать арабов-террористов, что без сомнения осложнило ситуацию. Необходимый контакт с МВД Арабских Эмиратов генералу тоже не удался. Потребовался координатор совместных действий. При приближении к самолету на расстояние 250 м террористы открывали огонь из револьверов и пистолетов. Винтовки и автоматы у них отсутствовали, что подтвердил один из пилотов самолета, которому удалось выйти на связь с членами координационного совета. Информация координатора о количестве террористов, особенностях их поведения, их вооружении и другие исходные данные явились очень важными для подготовки штурмовых действий. Самолет улетел в Аден. Руководство Германии решило, что GSG-9 целесообразно перебазировать в Германию, но генерал Вегенер решил, что целесообразнее пребывание ПСН на базе НАТО на Крите. За четыре дня ухудшилось здоровье многих заложников, устали от жары и террористы. Начал срабатывать принцип охотника: "выждать и взять свое". В Адене один из членов экипажа установил датчик-маяк, но когда он вернулся на самолет — террористы его убили.
В Адене — коммунистическое правительство и группа GSG-9 не получила разрешения въехать на территорию страны.
Далее самолет полетел в Сомали. Потребовалась дипломатическая помощь. Следующий перелет был в Могадишо. В Могадишо пришлось сотрудничать со специальными службами Сомали и территориальными правоохранительными органами. Как только г. Вегенер попал в Могадишо, он настоял на встрече с президентом и у него лично получил разрешение на проведение акции по освобождению заложников. Сомалийские ПСН были готовы к штурму своими силами. Однако, по мнению г. Вегенера, они не способны были осуществить такой штурм из-за отсутствия опыта. Таким образом, и генерал доказал это, штурм должен был осуществляться совместными силами GSG-9 и ПСН Сомали. Генерал связался по рации с ПСН GSG-9 на Крите. Самолет находился в 1000 метрах от берега моря на взлетно-посадочной полосе. Вокруг находились холмы, удобные для размещения снайперов и пулеметных расчетов. С точки зрения г. Вегенера такой рельеф местности был очень удобен для планирования операции по освобождению заложников. Для определения местонахождения в самолете террористов были применены электронные системы слежения. Чтобы не привлекать внимание террористов к GSG-9 была достигнута договоренность с ВВС Сомали о постоянных взлетах и посадках самолетов для маскировки посадки самолета с ПСН.
В 17-00 по местному времени прибыл самолет с ПСН GSG-9. Для поддержки ему был придан батальон сомалийских рейнджеров, задачей которого было блокирование взлетно-посадочной полосы. Перед захватом самолета с заложниками были согласованы действия между участвующими подразделениями, установлены точки, в которых находились террористы, определены местоположения люков и дверей в самолете. Данная информация крайне необходима для сокращения потерь времени на поиск целей при штурме самолета. Для каждой группы были определены часть самолета и направление стрельбы. При этом руководствовались принципом: самым опасным является перекрестный огонь в тесном помещении.
В 22-00 на самолет были направлены посадочные прожекторы аэропорта. В это время температура воздуха в Могадишо составляла 55 градусов Цельсия и влажность 90%. В ПСН перестали применять разговорную речь и стали использовать знаки общения с помощью рук. Штурм начался в два часа ночи. Перед штурмом ПСН все время старались отвлечь террористов от мыслей о возможном штурме, задавали вопросы о самочувствии заложников. По связи, правительство Германии дало "добро" на штурм.
Членам ПСН удалось незаметно подкрасться к самолету. Оружие и снаряжение было подогнано таким образом, чтобы не издавало громких звуков. Все шесть групп начали штурм самолета одновременно. Сомалийцы вели отвлекающий огонь из огнестрельного оружия. GSG-9 применил ослепляющие гранаты для отвлечения внимания террористов. В процессе проведения операции точно были определены местоположение трех террористов, одного — не смогли. Когда группы ворвались в самолет, возникла перестрелка. Эффективность стрельбы со стороны GSG-9 была очень высока. При стрельбе была принята установка — стрелять в голову двумя пулями. При штурме самолета было запрещено применение автоматов, использовались только пистолеты! Трое террористов были уничтожены, одна террористка была ранена, и стреляла из туалета. По ней была произведена серия выстрелов и она была убита. Общее время штурма составило 5-6 мин. Как только были убиты три террориста, произвели эвакуацию пассажиров, так как не исключалась возможность наличия динамита в самолете. В процессе проведения операции имел место один казус: когда ПСН ворвались в самолет, один из террористов был убит и уронил гранату, которая упала под сидение и взорвалась Один из офицеров получил ранение в голову, был прооперирован и остался жив. Вышеописанная операция имеет чудесное завершение. Многие операции — не такие удачные. Следует особо отметить, что политическое руководство страны не влияло на тактическое руководство операции. Политическое руководство должно подбирать таких командиров тактических подразделений, которым можно доверять любую деятельность в пределах их компетенции сообразно обстоятельствам, в которых проводится операция. Для успеха операции очень важными являются внезапность и обман противника, отличное владение оружием и приемами ведения современного ближнего боя. Обман иногда может заменить захват. Не менее важно для победы и предварительное тщательное планирование. Особого разговора требует подбор вооружений для ПСН и анализ эффективности применение тех или иных видов вооружений.
Вышеизложенное является основанием для предварительного системного анализа справочно-информационных баз с целью повышения эффективности планирования спецопераций в силовых структурах Украины.