Грейхаунд — английская борзая — совершеннейшее создание среди всех собак, необыкновенно грациозная, самая резвая из всех борзых, живая беговая машина, развивающая скорость до 60 км в час.
Грейхаунд всегда находился в привилегированном положении у господствующего класса и, несомненно, является одной из самых древних пород собак. Изображения этих великолепных животных украшали даже барельефы, найденные в Египте при раскопках исторических памятников времен iv династии фараонов.
Легенда гласит, что эта борзая прибыла в Англию в Ноевом ковчеге. На протяжении многих веков английские собаководы сохраняли эту породу "в чистоте". Они не скрещивали грейхаундов с другими породами и добились непревзойденной резвости исключительно внутрипородной селекцией. Этимология названия "грейхаунд" точно не установлена. Возможно, оно происходит от слова "gretsh" — староанглийского названия собаки, или от слова "grey" —"серый", что могло быть связано с наиболее распространенным тогда окрасом борзых. Грейхаунды — собаки "разносторонние": превосходные охотники и спортсмены, не имеющие себе равных на кинодромах мира. Поэтому все, что касается истории выведения этой породы, неразрывно связано с проведением состязаний по живому или искусственному зайцу, ведь именно состязания способствовали селекции и совершенствованию породы. Первый клуб садочных состязаний под названием "swaffham" был создан в 1776 г. в Норфолке лордом Орфордом. Сам Орфорд пытался скрещивать грейхаундов с английским бульдогом, чтобы добавить смелости и настойчивости первым. В 1825 г. в ливерпульском отеле "waterloo" основали другой известный клуб "altcar", a одиннадцать лет спустя здесь же провели первый кубок "waterloo", в котором участвовало восемь собак. В 1850 г. участников стало гораздо больше — 64. Это означало, что стать победителем среди такого количества грейхаундов могла лишь собака, обладавшая превосходными качествами. Кубок "waterloo" и в настоящее время остается самым престижным состязанием. В 1858 г. был создан "national corsing club" и утверждены правила проведения английских садок борзых. В садках, в отличие от охоты, поимка зайца как результат охоты не важна. Борзые соревнуются исключительно в резвости.
Абсолютную резвость грейхаундов во время состязаний в беге за искусственным зайцем на кинодромах измеряют секундомером. Информация о первых таких скачках была опубликована лондонской "Таймс" 11 сентября 1876 г. Эти состязания проводились недалеко от Лондона, на постоялом двора "walesi harfa" на площадке длиной 400 м: по борозде тянули "кресло на колесиках" с искусственным зайцем. Это событие собрало большое количество зрителей. А в конце 1890 г. в Америке были проведены скачки борзых, как дополнение к Майамским скачкам лошадей. Произошедшее событие недолго приковывало внимание зрителей, и только в 1909 г. в. штате Аризона наконец открыли первый кинодром современного типа, вызвавший некоторый резонанс в обществе. Многие предприниматели усмотрели в этом определенные коммерческие возможности. Один за другим стали открываться новые кинодромы. Вот тогда известный спортсмен Чарльз Манн снова привез в Англию на состязания своих грейхаундов. Первый английский кинодром построили в Манчестере и уже в 1926 г. Тут провели первые скачки грейхаундов. Еще одно событие произошло в 1928 г. — основание клуба "national corsing club".
В настоящее время скачки борзых, или как их у нас называют бега, наиболее популярны в Англии, США и Австралии. Соответственно, в этих странах наиболее резвые грейхаунды. Родословную книгу грейхаундов, в которую записывают всех борзых, принимавших участие в официальных соревнованиях, начали вести с 1882 г.
В Англии самым знаменитым представителем породы считается mick the miller. Он, несомненно, способствовал увеличению популярности бегов борзых. Этот грейхаунд, участвуя в девятнадцати скачках, установил один за другим серию рекордов, одержал 46 побед в 61 скачке. Чучело необыкновенной борзой и сейчас можно увидеть в Лондонском музее естествознания.
Грейхаунды давно восхищали охотников разных стран своей резвостью и азартом, поэтому их вывозили в страны Европы, где охота с борзыми была широко распространена, и кроме того, их часто использовали для улучшения местных пород собак. В частности, с участием грейхаунда выведена австралийская порода борзых по кенгуру. В жилах испанского гальго также течет английская кровь грейхаундов. И русские псовые охотники XiX в. содержали на своих псарнях грейхаундов, дабы блеснуть резвой борзой перед соратниками, некоторые пытались улучшать своих псовых борзых, скрещивая их с английскими. Об этом писал Л.П. Сабанеев в 90-х годах XiX в.: "...Еще в 20-х годах английская сука Модестка, принадлежавшая Поливанову, заставила обратить внимание на английских борзых, но так как они совершенно не соответствовали нашему климату, а в те времена доставались с большим трудом, то встречались редко и лишь у немногих передовых псовых охотников, которые, впрочем, подмешивали кровь английских .... к псовым".
В Украине грейхаунды появились в конце 80-х годов XX в., когда возобновился интерес к тогда еще запрещенной псовой охоте. Первым зарегистрированным грейхаундом был Фиделио (владелец Панас, г. Ровно). В начале 90-х годов, с "перестройкой", начался массовый ввоз этих борзых в Украину и Россию, порой невысокого качества, списанных с бегов и не используемых на родине для разведения. Грейхаундов завозили в основном из Германии, Венгрии, Польши и Чехословакии. Давно известно, что в мире разведение грейхаухдов, как и все охотничье собаководство, ведется в трех направлениях при существующем едином стандарте на породу: рабочее, спортивное и выставочное. А у нас без разбора вязали спортивных (беговых) грейхаундов с выставочными, пытаясь получить рабочих. Это было связано с отсутствием опыта разведения и недостатком племенного материала. Надо сказать, что собаки этих типов заметно отличаются друг от друга.
Спортивные грейхаунды обычно среднего и ниже среднего роста, крепкой конституции, с широким корпусом и очень развитой мускулатурой. Среди них встречаются и собаки более "легкого" сложения. Типичным представителем беговых грейхаундов является вывезенный из США walking Кermit (владелец Ковалев, г. Москва). Его "трудами" существенно улучшилось поголовье грейхаундов не только Москвы, но и Украины, он дал немало очень резвых потомков, среди которых полевой чемпион 1994 г. Фиджи из Вольного Ветра (владелец Рыкова, г. Киев). Выставочные грейхаунды, как правило, очень рослые, всегда длинных линий, с длинными рычагами и хорошо выраженными углами сочленений. Грудь очень глубокая, но зачастую слишком узкая, как и спина, а мускулатура недостаточно рельефна. Иногда это доходит до переразвитости, отнюдь, не способствующей ни быстрому бегу, ни удачной ловле. У нас, в Украине, популярность грейхаундов особенно возросла после триумфа на Всеукраинских состязаниях борзых 1994 г., где они еще раз показали, что являются не только самыми резвыми, но способны также ловить зверя вопреки бытовавшему среди охотников мнению. Полевым чемпионом тогда стала уже упомянутая Фиджи, взявшая русака в одиночку с превосходной резвостью и минимальным количеством угонок. Тогда же всех восхитила пара грейхаундов Баффи и Энергия (владелец Мазуркевич, г. Тернополь), которые по оплошности ведущего сорвались вместе со спутавшей их сворой и так в паре настигли зайца, били его на угонках, проявив незаурядную ловкость и выносливость, ведь скачки были по мокрой пашне.
Сейчас грейхаунды не нуждаются в рекламе. В Украине уже есть немало поклонников этой породы, поэтому ее поголовье значительно увеличилось. Грейхаунды обладают прекрасным охотничьим инстинктом, несравнимо ни с какими другими породами собак жадны к зверю, довольно "скороспелы". Уже в 8—10 месяцев молодые собаки способны догнать русака, а некоторые даже словить. Они покрыты короткой шерстью, что очень удобно на охоте в сорных угодьях; не требуют длительного подготовительного тренинга перед открытием сезона. Такие преимущества грейхаундов могут быть с успехом использованы именно городскими охотниками, для которых более важен спортивный интерес, а не трофей. Горожанин, как правило, не имеет возможности часто бывать в поле, и в то же время он может создать надлежащие условия содержания и кормления своему питомцу.
he следует забывать и то, о чем писал еще в 1925 г. в статье "О сложке борзой" И.П. Тарасов: "Английские собаки, будучи поставлены в другие условия существования, регрессируют очень быстро. Английские борзые в условиях русского климата и "русского ухода" в 3–4 поколениях утрачивают чистоту отделки, грубеют и нуждаются в прилитии выводных кровей". Это актуально и в нынешнее время, так что завоз грейхаундов из стран, где разведение этой породы ведется на высоком уровне, — не дань моде, а настоятельная необходимость. "Регулярная сообразно несомой работе мясная пища садочного англичанина, тренировавшегося в продолжении 100 лет и расходующего всю свою энергию в 2–З садках в день". Однако, все это вряд ли доступно большинству борзых, принадлежащих современным сельским охотникам. Чаще им достается малокалорийная каша, иногда с требухой, и работа на измор в сезон охоты после продолжительной летней отсидки. К тому же отсутствует отбор по резвости, уже не говоря о засорении породы помесями. В итоге наши грейхаунды утрачивают самое главное свое преимущество, которое ставилось во главу угла при разведении породы англичанами, — резвость. Высоко ценимое у нас мастерство, то есть способность предвидеть направление движения зверя, умение обхитрить его, заранее сменить траекторию движения или сделать "упреждение" браковалось англичанами. Чтобы выиграть на бегах или в садках, надо обладать "большим запасом энергии и способностью к внезапному импульсу без рассуждения и без оглядки". По мнению Тарасова, "отсутствие рассудочности, настойчивость и азарт, направленные на проявление резвости, доведены в грейхаундах, как ни в какой другой породе борзых, до крайности. Благодаря этим качествам, а не только физическим данным, грейхаунд, если он кровный и здоров, без особого труда сделает угонку поднявшемуся в меру русаку".
От спортивных (садочных и беговых) грейхаундов не требуется передвижение по много километров на своих ногах, они делают не более 2–3 скачек в день, и то с перерывами для отдыха. Они не рыщут впереди охотника в течение всего деня в поисках зверя. Все это необходимо учитывать при охоте с грейхаундом, являющимся высокоспециализированной породой. Поскольку последние двести лет они скакали в основном по гладкому покрытию кинодромов, это не могло не сказаться на прочности когтей, связок и костей. Даже на скачках по гладкому песчаному покрытию или газону эти борзые нередко получают травмы. Что же говорить о травле русака или лисицы в поле, где зверь делает непредсказуемые броски из стороны в сторону на угонках. Кроме того, местность бывает довольно пересеченной, а грунт — мерзлый, топкий или пашня.. Грейхаунд, в отличие от русской псовой или хортой борзой, которые приспособлены к охоте в таких условиях, не может уберечься от травм. Его талант его же и губит, так как потенциал мощности превышает потенциал прочности, особенно, когда он попадает в полевые условия. Отработав 3–4 сезона, кровные, самые резвые грейхаунды чаще всего получают массу травм, не позволяющих им далее работать в полную силу. Подобное не наблюдается на полевых состязаниях, которые проводятся до открытия или в начале охотничьего сезона на пушного зверя, когда состояние грунта и погодные условия идеальны для работы всех типов борзых. Да и поля для проведения состязаний, естественно, подбираются большие, ровные, удобные для травли, позволяющие объективно оценить всех собак.
От грейхаунда нельзя требовать мастерства, сметливости, переднего рыска. Некоторые горе-заводчики пытаются "улучшить" грейхаунда хортыми, которые обладают такими способностями и крепкой лапой. Печальный опыт такой гибридизации мне приходилось наблюдать в Ростовской области, где я участвовала в работе экспертной комиссии на полевых состязаниях 1998–1999 гг. У большинства таких, с позволения сказать, грейхаундов, за редким исключением, есть во 2–3-м поколении хортые борзые. Там уже сложился свой тип грубоватых, простых собак с признаками грейхаундов. Характер скачки, движения на карьере у них типично английский. Однако такие тенигусы либо сгорают на первых двухстах метрах, и если не удалось сразу взять русака, то безнадежно отстают от зверя; либо тянутся за ним по два километра и берут измором, не сделав ни одной угонки. А о мастерстве и выносливости не может быть и речи. Такие собаки с примесью хортых часто встречаются в Тернопольской области, где грейхаунды давно пользуются популярностью. Этот факт нам надо обязательно взять на заметку и не повторять подобных ошибок.
Однако нельзя не отметить, что отбор по полевым качествам при условии правильного подбора пар из наиболее резвых борзых, дает свои плоды. Сейчас в Украине уже достаточно резвых и поимистых грейхаундов. Даже лапы в 3–4-м поколении стали более крепкими. В этом направлении следует в дальнейшем вести селекию, поскольку в Украине грейхаундов пока используют только на охоте.
СТАНДАРТ принят английским "Кеннел-клабом"
ОБЩИЙ ВИД:крепкое телосложение, классические пропорции, обладает большой мускульной силой и имеет симметричные формы тела, с длинной головой и шеей, четкими и хорошо сформированными плечами, глубокой грудью, объемным просторным корпусом, изогнутой поясницей, мощной задней частью, крепкими ногами (бедрами) и лапами. Гибкость и пластичность линий в значительной степени подчеркивает отличительный тип и качество.
ХАРАКТЕРИСТИКА:обладает удивительной выносливостью и стойкостью.
ТЕМПЕРАМЕНТ:интеллигентный, благородный и выдержанный.
ГОЛОВА:длинная, умеренной ширины с плоским черепом, с легким, едва заметным переходом от лба к морде. Челюсти сильные и хорошо очерченные.
ГЛАЗА:яркие, умные, овальные и слегка раскосые, в основном темные.
УШИ:маленькие, тонкие, в форме "лепестка розы", изящны.
ЗУБЫ:челюсти сильные. Совершенный, правильный и полный ножницеобразный прикус, т.е. верхние зубы плотно закрывают нижние и стоят прямо (перпендикулярно челюсти).
ШЕЯ:длинная и мускулистая, элегантно изогнутая, расширяющаяся к плечам (хорошо входящая в плечи).
КОРПУС:грудная клетка глубокая и объемная, обеспечивающая достаточно места для сердца. Ребра глубокие, хорошо развитые и заходящие далеко назад. Спина довольно длинная, широкая и прямоугольная. Поясница сильная, слегка изогнутая (аркообразная).
ХВОСТ:длинный, посажен довольно низко, толстый у основания и сужающийся к концу, незначительно изогнут. Собака держит хвост низко.
КОНЕЧНОСТИ
ПЕРЕДНИЕ:плечи мускулистые, наклонные, плавно переходящие в линию спины, мускулатура не перегруженная, хорошо очерченная (рельефная). Передние ноги длинные, прямые и параллельные, с хорошим крепким костяком. Локти свободные и расположены прямо под плечами. Пясть умеренной длины, слегка пружинит. Локти, пясти и пальцы не должны быть повернуты ни внутрь, ни наружу.ЗАДНИЕ:бедра и голени широкие и мускулистые, подчеркивающие огромную движущую силу, мощь. Колени хорошо выражены и опускаются прямо вниз, не отклоняясь ни внутрь, ни наружу. Корпус и его задняя часть являют собой совершенную пропорцию и сочетание.
ЛАПЫ:умеренной длины с компактными сжатыми пальцами и крепкими подушечками.ДВИЖЕНИЯ:походка прямая, стелящаяся, шаг свободный. Задние ноги идут прямо под корпусом, обеспечивая сильный толчок и позволяющие передвигаться на большой скорости,ШЕРСТЬ:тонкая, короткая и плотно прилегающая.
ОКРАС:черный, белый, красный, голубой, палевый, тигровый или любой из этих окрасов в сочетании с белым.
ВЫСОТА В ХОЛКЕ:идеальная высота для кобеля — 71–76 см, для суки — 68–71 см.НЕДОСТАТКИ:любые отклонения от вышеуказаннных пунктов должны считаться недостатками. Степень порока соответствует величине и серьезности этого отклонения.
ПРИМЕЧАНИЕ:кобели должны иметь два нормально видимых средней величины семенника и обязательно опущенных в мошонку.