Алексей Булатов в номере 7 журнала "ОРУЖИЕ И ОХОТА" за этот год затронул не освещаемую ранее журналом тему. Конечно, априори оружие, не будем ханжами, создается для убийства — то ли животных, то ли себе подобных. Однако целый пласт изделий, принадлежащих к оружию, в реальной действительности не применяется для этого (например, спортивное).
С давних пор оружие, дающее преимущество слабому человеку над сильным зверем или конкурентом за жизненное пространство, стало культовым и всячески украшалось, в зависимости от эстетических норм и технических возможностей. В результате и теперь мы имеем художественно оформленные образцы оружия, с которым никто на охоту не ходит. Из тех же побуждений еще с эпохи кремневых ружей изготавливаются действующие модели реального оружия, боевые данные которых близки к нулю.
B Московском историческом музее есть впечатляющая коллекция таких игрушек. В царской России в школе оружейного мастерства при ИТОЗе часто изготавливали копии реально существующих образцов.
С револьверами случай более сложный, так как револьверы малого калибра, обладающие малым убойным действием, были очень распространены как гражданское оружие.
Постараюсь, в меру свой компетентности, дополнить материал, поданный в статье А. Булатова, тем более, что в части цифр, приведенных автором, допущены явные ошибки, хоть и малозаметные на общем эмоциональном фоне повествования, однако же требующие уточнения.
Дата появления ручного огнестрельного оружия, впрочем, как и артиллерийских орудий, безвозвратно утеряна в глубине веков, поэтому конкретная дата, приведенная А.Булатовым, — 1397 год — вызывает сомнения, а историки могут только ссылаться на первое упоминание в известных им летописях. Например: "В 1381 Аугсбуржские ополченцы имели в своем войске 36 стрельцов, вооруженных ручными аркебузами". Что касается появления револьверов, то у Маркевича, являющегося авторитетом для большинства любителей оружия, сказано: "В 1835 году американец Самюэль Кольт запатентовал свой револьвер, изменив и усовершенствовав револьвер Ширка.