Главная / 2012 / Оружие и охота №9

О ношении штыка

О ношении штыка

А. Г-СКИЙ

Каждый, кто имел дело c находящимся на вооружении войск оружием, мог убедиться, что один из главных по количеству недостатков как в 4-х, так и 5-ти линейных винтовках заключается в шатании и погнутости штыков; в этом также убеждают как отчеты осматривавших оружие, так и книги о починке оружия.

Иногда в отчетах этот недостаток маскируется другими, более выделяющимися, найденными при осмотре недостатками. Это происходит потому, что исправление шатания и погнутости штыков сравнительно несложная работа. Вследствие этого, естественно, ко времени осмотра личный состав уже успевает привести оружие в более или менее исправный вид. В таких случаях книги о починке оружия, ведущиеся в каждой войсковой части, куда заносятся все производимые в мастерских исправления, могут служить документальным доказательством, что неисправность штыка есть по количеству один из главных недостатков оружия, подвергающегося интенсивной эксплуатации.

Рассмотрим подробнее, отчего это происходит.

Шатание штыка может быть двоякое: продольное, т. е. вдоль ствола и боковое вокруг ствола.

Продольное шатание происходит от бездействия штыкового хомутика, когда при полном повороте его все-таки основание мушки все-таки имеет некоторое свободное движение между верхним ребром хомутика и поперечной гранью щели штыковой трубки, а если при этом штыковая трубка не плотно обхватывает ствол, то при каждом даже легком движении ружья штык передвигается в вышеуказанных пределах, отчего слышатся удары основания мушки об штыковую трубку или хомутик. Увеличение продольного размера промежутка, в котором замыкается основание мушки, происходит, во-первых, от подтирания верхнего ребра хомутика при поворачивании или при примыкании или отмывании штыка и, во-вторых, от оседания поперечной грани и щели штыковой трубки, происходящего от ударов при надевании штыка. С другой стороны и основание мушки изменяет свои продольные размеры, как от трения хомутика, так и от ударов штыка. Если своевременно не будет замечен и устранен этот недостаток, то от повседневного употребления винтовки, особенно при оружейных приемах и стрельбе, недостаток этот, быстро увеличиваясь в размерах, приводит иногда к окончательной порче штыкового хомутика или основания мушки. Отсюда естественное заключение: что для предупреждения появления этого недостатка необходимо, прежде всего, возможно реже снимать и надевать штык.

Продольное движение штыка, производя, кроме того, трение продольных граней щели штыковой трубки о боковые стороны основания мушки, стирая постепенно соприкасающиеся их стороны, тем самым подготовляет появление бокового шатания. Кроме того, всякое продольное движение штыка, будет ли оно происходить от неисправности или от необходимого примыкания и отмыкания штыка, производя трение внутренней поверхности штыковой трубки о ствол, увеличивает внутренний диаметр трубки и уменьшает наружный диаметр ствола, а вследствие неплотного обхвата ствола при каждом даже легком движении ружья происходят удары штыка о ствол, отчего слышится так называемое бренчание; в свою очередь, этот недостаток влечет еще больший износ продольных граней щели штыковой трубки и боковых сторон основания мушки. Интенсивность этого недостатка тем больше, чем более ружье находится в употреблении, особенно при выполнении приемов и при стрельбе и чем чаще снимается и надевается штык. Таким образом, как и в первом случае, для предупреждения появления бокового шатания необходимо было бы вовсе устранить отмыкание и примыкание штыка.

Погнутость штыка происходит исключительно от ношения его отдельно от ружья как то: дежурными, дневальными, в нарядах при одном холодном оружии, при увольнении и т.п. В редких лишь случаях от неправильного обучения или сбережения, как например: поднимание ружья одной рукою, при обучении уколам чучел, при постановке ружья к стене; но эти исключительные случаи не устраняют того факта, что главная причина погнутости штыка — ношение его как предмета формы одежды.