В конце 80-х годов прошлого столетия в Советском Союзе инженер-конструктор получал зарплату в среднем на 5-10% больше инженера-технолога с равноценным опытом работы. Наверно потому, что неким умником в Госплане считалось, что разработка конструкции требует более высокого уровня квалификации и, упрощенно говоря, придумать тяжелее, чем сделать, то есть разработать технологию — соответствующую оснастку и карту технологического процесса, вроде как легче чем сконструировать. Наверно, именно поэтому вопросов материалов, из которого изготавливают оружие, и вопросов экономики производства оружия и его "подробностей" при обсуждении, в том числе и при сравнительном анализе достоинств и недостатков тех или иных его образцов, как правило, никто не касается. А ведь судьба многих конструкций определялась зачастую не столько успехом работы конструктора, сколько тем, в какой мере она соответствовала возможностям металлургии, технологическим возможностям производства и его экономическим реалиям. Как обидчиво говорили конструкторы-технологи, обсуждая разницу в зарплате с конструкторами: "Да, придумать можно все. А вы попробуйте изготовить…" Напомним, что в условиях военного времени ППШ широко шел в серию именно в силу того, что технология его производства была доступна неквалифицированному рабочему в полукустарных условиях. Отметим, что по некоторым данным к созданию автомата Калашникова в той или иной степени имело отношение около 100000 (!) человек — конструкторы, металлурги, технологи, рабочие и солдаты и офицеры…
Итак, военное оружие — прежде всего экономика и производство и только потом — ТТХ.
П08 и П38
В конце 1920 гг. пистолет П08 на мировом рынке предлагался по 15 долларов — курс рейхсмарки (РМ) к доллару США (долл.) — 4,2 к 1. В 1930 гг. производство П08 стало неэкономичным. Согласно калькуляции Heereswaffenamt (HWaA, Waffenamt WaA, Управление вооружений сухопутных войск) в 1938 г. стоимость материалов составляла 11,5РМ на ед. оружия, а стоимость производства 32 РМ. Тогда курс рейхсмарки к рублю составлял около 0,8 к 1, современный курс пересчета рейхсмарки 1937/1938 гг. для страховки составляет 1 РМ — 4,42 евро, а золотой марки — 15,78 Для производства П08 требовалось 778 переходов (операций), из них — 642 машинных, 136 — ручных. Для производства револьвера "Наган" — оружия того же поколения — требовалось 823 перехода и 562 обмера, 30 часов работы на одно изделие.
В 1935 г. Управление вооружений сухопутных войск Германии начало искать новое — более экономичное в производстве оружие. Уже в 1936 г. Карл Вальтер получил новый патент на конструкцию "армейского" пистолета: интеллектуальной собственностью Георга и Эриха Вальтера являлись затвор и сигнальный штифт, идея запирания "принадлежала" Фрицу Вальтеру и Фрицу Бартелемсу.
В Венгрии же принято считать, что концепция нового пистолета — будущего П38, была предложена еще в 1929 г. венгерским конструктором Палом Кирали, который вел переговоры с немцами о продаже созданного им прототипа пистолета калибра 9 мм Люгер — KD Danuvia, с автоматикой на основе короткого отката ствола и с самовзводным УСМ, но мировой экономический кризис нарушил планы сторон. Якобы тогда было произведено около 20 экз. пистолета. Основанием для таких спекуляций является лишь внешнее подобие двух "голоствольных" пистолетов. Из двух этих образцов П38 — "короче и эргономичнее"…
В течение 1935-1937 гг. новое оружие испытывали и постепенно усовершенствовали. Сколько было произведено АП ("Армее-Пистоле", внутренний курок и экстрактор) — неизвестно. Утверждают, что в 1937 г — не более 200 ед. (наибольший из известных серийных номеров 055). Известен также и длинноствольный вариант с приставным прикладом.