В этом году у меня значительно прибавилось домашних забот и на охоту вырваться получалось очень редко. Хотя, положа руку на сердце, в августе-сентябре я никогда особенно не стремился в поле. Перепела у нас мало, а из-за летней жары в этом году он и вовсе мигрировал туда, где повлажнее. На утку следовало выезжать к близлежащим селам очень рано, а чуть припозднился — местные охотники уже всю дичь загнали на средину водоемов. Можно, правда, вдоволь стрелять голубей, но это занятие со временем тоже приедается — хотя и имеет один большой плюс: на голубя можно выезжать не с утра, а к обеду, когда он идет на кормежку. И стрелять его часов до пяти-шести вечера (справедливости ради замечу, что голубей стрелять с успехом можно в течение всего сезона).
Совсем другое дело — охота в октябре, когда открывается охота на куропатку, фазана. Вот на этих охотах интересно. Погода уже влажная, что облегчает работу собаки, вальдшнепы жирные по посадкам сидят. А какой природа становится! На смену выгоревшим краскам лета приходит свежая живопись осени. Пламенеют посадки желто-оранжево-красными огнями, перемежающимися с остатками зеленой листвы. Эдакое единство в борьбе противоположностей: летнее еще не до конца ушло, а осеннее еще не набрало полной силы и все собрано вместе, тщательно перемешано — перетекают цвета из одного в другой. Я не говорю уже о неповторимом запахе мокрой, чуть прелой пожухлой травы.
Так или иначе, а в августе-сентябре этого года был я на охоте один лишь раз, да и то на открытии. Вернее сказать, я даже не на само открытие охоты попал, а на следующую после него среду. Кстати говоря, несмотря на то, что домашних забот прибавилось, в некотором смысле выезжать на охоту стало для меня проще. Дело в том, что я, как говорилось в кино "по совету друзей", купил подержанный "Москвич". И пускай машина не новая, но четыре колеса всегда лучше, чем две ноги, правда? Вопреки своему довольно почтенному возрасту "Мустанг" или, ласково, "Мусик", бегает вполне прилично и позволяет значительно сократить время на дорогу в угодья. И если в прошлом сезоне я мог выбираться на охоту преимущественно с утра, то теперь появилась возможность выскочить пострелять голубей на вечерней кормежке или вальдшнепа по посадкам поискать, или… Да мало ли что можно еще успеть до заката?
И вот настал тот самый день, когда сложились на небе в давно ожидаемом положении звезды, и выдалось относительно свободное послеобеденное время. Жена сначала возражала, а потом все же махнула рукой: иди, мол. Получив благословение, я быстренько "оседлал" мустанга и, "пришпорив", рванул за город, рассчитывая застать самый разгар кормежки голубя.
По пути следовало заехать и на заправку. На ближайшей — шла пересменка. Я ожидать не стал и переместился к следующей. Но и на ней мне не повезло. Водитель стоявшего в очереди грузовика сказал, что здесь пересменка только началась и придется подождать с полчасика. Но как можно ждать полчаса, когда где-то впереди на подсолнух уже слетаются тысячи голубей, готовых "кидаться грудью" прямо на стволы моего ружья?! В багажнике лежала канистра с парой-тройкой литров бензина и я, полагаясь на извечное наше "авось", рванул в поля…
Перед охотой я решил проверить пару посадочек "на предмет" присутствия там вальдшнепа и свернул с трассы на грунтовку. Но до посадок я не доехал примерно метров шестьсот. По всем законам подлости случилось именно то, что и должно было случиться — в баке закончился бензин. Но ведь у меня был запас! Я быстренько вылил в бак все, что было в канистре, понадеявшись, что уж до заправки как-нибудь да дотяну. Двигатель завелся, но почти сразу же потерял обороты и заглох на второй передаче. Так повторилось еще пару раз. А заветные посадочки, они вон — рукой подать! Я позвонил своему другу Роману — водителю с большим опытом вождения творений советского автопрома. Получив предварительный диагноз неисправности (скорее всего, попало немного грязи из канистры в карбюратор) и необходимые инструкции, я сумел заставить Мусика двигаться с более или менее приемлемой скоростью.
Посадки ожиданий не оправдали — вальдшнепов я не нашел. Что ж, надо было ехать "на голубя". Взревев мотором, Мусик рванул по грунтовой дороге, но рвал он не долго. Метров через триста двигатель снова чихнул и заглох. Заводиться вновь он упорно не желал. Снова звонок Роману, выяснение количества залитого бензина и предложенный вывод: двух литров оказалось как-то маловато для заправки при сухом баке. А что еще можно было выяснить по телефону? Пришлось мне вызывать "эвакуатор" через моего друга Андрея Шайкана в лице его младшего брата Игоря. И пока я ждал помощи, прогулялся еще немного по балочке, на склонах которой было устроено несколько огородиков.
Скорее всего, мы "нашли друг на друга" одновременно — я и мой пес с одной стороны и куропатки — с другой. Их шумный взлет, два моих выстрела — и одна из них камнем падает в траву. Ее сородичи быстро скрылись за посадкой и затерялись в некошеном подсолнухе.
Если бы не мой курцхаар Аркан, я бы и не нашел битую птицу. Несмотря на то, что падала она камнем, нашел он ее в камыше, что рос по дну балки — метров за десять от места падения.
Не буду описывать, как я добрался домой. Скажу только, что потом пришлось серьезно чистить карбюратор. Зато к следующему выезду я заправился заранее.
И вот снова настал день, когда у меня появилась редкая в последнее время возможность поохотиться. Мусик без проблем доставил меня к месту охоты. Поставив машину в удобном месте за небольшим холмиком, я выпустил Аркана и огляделся. Вокруг ровная местность. Хорошая — "куропачья" трава. Впереди метрах в ста начинается балка. На краю балки, как в нашей стране и принято, свален разнообразный мусор, над которым кружит стая ворон.
Аркан, отбежав от машины метров десять-пятнадцать, сделал стойку. Я подумал, что он просто увидел ворон и по молодости своей на них позарился. А потому не спеша стал расчехлять и складывать ружье. Аркан тем временем протянул немного и снова застыл в стойке. Я посвистел ему чтобы подозвать, потом позвал голосом, но псинка не реагировала. И только я собрался крикнуть ему громче, как сорвались из-под него куропатки и умчались вдаль.
Что мне еще оставалось делать, кроме как похвалить собаку и досадовать на себя самого? Правильно — закрыть машину и отправиться искать куропаток.
Ходили мы бродили, а ту самую стайку так и не нашли. Правда, Аркан сделал еще одну стойку на краю балки, но без подъема. Видимо, куропатки ушли на дно балки, в густой кустарник.
Чуть позже мы перешли на поле скошенного и убранного подсолнуха. Псинка активно работала, показывая, что что-то тут когда-то бегало. Далеко впереди на поле периодически налетали стайки горлиц. Подойти к ним ближе, чем на тридцать-сорок метров не удавалось. Пуганные они уже в этом году. Разве что на краю поля, на деревьях можно попробовать их взять.
По пути к деревьям, сорвались справа от меня испуганные куропатки и понеслись быстрее ветра над самой землей. Два выстрела в угон результатов не дали. С первым выстрелом я поторопился, а вторым, видать, просто смазал. Бывает.
Горлицы оказались настолько "учеными", что даже на деревьях взять их никак не удавалось! Не успевал я подойти на расстояние выстрела и поднять ружье, как они срывались и летели на середину поля. А то и вовсе куда-то в сторону дач. В конце концов я оставил попытки их добыть, решив вернуться ближе к обеду. И вновь отправился на поиски куропаток.
На границе поросшего бурьяном и остатками прошлогоднего подсолнуха поля и озими Аркан вдруг застыл в стойке, почти распластавшись по земле. Я тихо стал подходить, держа ружье наготове. Серая пожухлая трава перед носом собаки вдруг взорвалась красно-оранжевыми всполохами и квохтаньем — крупный петух рванул свечой верх! В этот раз я не промахнулся. Хорошая добыча, а, главное, приятно бить дичь из-под красивой стойки! Вот в чем прелесть охоты с легавой — красота работы.
И вновь я вернулся к горлицам. Но в тот день они мне никак не давались — то на выстрел не подпустят, то мажу безбожно, словно в первые годы охоты, когда еще ружье толком в руках не держать не умел. "Плюнув" на них в очередной раз, я решил пройтись еще по во-о-он той травке и двигаться домой.
На травке Аркан вновь заволновался, забегал, уткнувшись носом в землю. Через несколько минут у меня из-под ног взлетела куропатка. Выстрел — осечка! И тут еще две куропатки помчались над землей, но в противоположную сторону от их товарки. Далеко они не улетели, а сели метров за сто. Я приметил место и побрел туда, пустив вперед собаку. И вот Аркан уверенно свернул вправо и застыл, припав к земле. Куропатки взлетели почти одновременно и понеслись в разные стороны. Я выбрал ту, которая полетела вправо. Повел ружьем и через секунду оборвал стремительный шумный полет. Удача. Можно ехать домой.
И на прощанье мне все же удалось добыть и горлицу, сидевшую на одном из деревьев. Довольный, я поехал домой.