Мой приятель Найдыш Александр своего дратхаара, получившего кличку Дан, взял от Демчука из Гощи Ровенской области. Дан — упрощенная кличка, в родословной пес записан как Даниэль. Брать щенка у этого заводчика посоветовала известный всей Украине кинолог Томина Н.А. Линия собак этой породы, сказал она, перспективна, потому что мать Дана — сука Эльза — внучка по материнской линии кобеля Астерикса, привезенного из Германии для "прилива" свежей крови в украинские линии дратхааров. Педантичные немцы старались придать своим породам континентальных легавых собак лучшие качества. Все мы знаем, что легавые собаки выведены для охоты на пернатую дичь. Но собаки охотничьих немецких пород считаются универсальными.
Я часто вспоминаю собаку Е. М. Беляева курцхаара Эри. Евгений Михайлович родом из Вятской земли, прочно нес в себе гены предков и был заядлым охотником. А в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия руководил охотхозяйством "Дубрава Ленинская". Он показывал мне фотографию, на которой запечатлена Эри, преследующая, как гончая собака, зайца. О работе дратхааров по копытным знают многие. Дратхаар Гурина Н. Н. спас своего хозяина от подранка кабана. В Богуславе у Александра Денисовича Черноморца до сих пор принимает участие в охотах дратхаар Дон, который был серьезно травмирован кабаном, но выжил и продолжает "трудовую деятельность", доставляя удовольствие своему воспитателю. Собаки породы дратхаар из трех немецких континентальных легавых имеют самую плотную конституцию, телом они немного крупнее своих собратьев, имеют жесткую и более длинную шерсть, чем курцхаары, они более выносливы. Эти качества и побудили Найдыша иметь помощником на охоте собаку этой породы.
Найдыш, насколько мог, посвящал свое свободное время воспитанию питомца. Городскому жителю, тем более столичному, связанному семейными заботами, работой и дачным участком, не всегда получалось правильно подойти к натаске. Отдавать в учебу собаку кому-то в наше время дорого, не каждый может себе такое позволить. В этом году Дан должен был выйти в свое четвертое поле, он уже принимал участие в охоте по перу, ходил с хозяином в загон по копытным. На охотах выставлял под выстрел и приносил бекаса, апортировал с воды утку. Но молодой энергичный и активный пес, который еще не привык к большим шумным компаниям, иногда в лагере проявлял агрессивность. В его поведении, если присмотреться и проанализировать, чувствовалось стремление к лидерству. Я считаю это положительным качеством собаки. Тем не менее поведение Дана не понимали и не делали скидки на возраст многие присутствующие на охоте, негативно высказываясь о нем, и ставя это в укор Александру. Конечно, у собак, как и у других животных, собственно как и у нас — людей, есть индивидуальные черты характера. Я советовал Найдышу не принимать это близко к сердцу, пес только начинает познавать жизнь, со временем все станет на свои места.
Этим летом, чтобы поставить Дана в работе по луговой пернатой дичи, по утрам Александр часто выводил свою собаку на пойму Ирпеня. Здесь с советского времени не проводились сельхозяйственные работы, и в густой высокой траве собака с азартом разыскивала куропаток и коростеля. Как-то Александр позвонил мне, с восторгом рассказывая об успехах своего помощника, и предложил мне посмотреть на его работу. Выезд состоялся ранним утром 27 августа. Открытие охоты в этом году задерживали, ссылаясь на пожароопасную ситуацию из-за жаркой и сухой погоды. А кто из охотников не рвется в поле, тем более увидеть работу хорошо знакомой собаки, входящей в интереснейший для нее мир? Я принял предложение.
Когда я в пять утра садился в машину Александра, меня удивило сосредоточенное спокойствие собаки, встретившей меня практически без интереса. На мой вопросительный взгляд Александр ответил:
— Не обращай внимания, Дан уже мыслями в поле, знает, куда и зачем мы направляемся, он уже ждет встречи с дичью.
Доехав по недавно введенной в эксплуатацию автодороге от Ново-Беличанского жилого массива до моста через Ирпень возле села Романовка, мы вышли в пойму, укрытую утренним туманом.
Дан проявлял нетерпение, но не рвал поводка из рук и, выполняя команду Александра, спокойно шел рядом у левой ноги, как и полагается охотничьей собаке.
В первый поиск Александр пустил Дана на корде. Азартная работа с нешироким челноком и резкими бросками в сторону запахов, оставленных птицей на земле и траве, показывала, вполне осознанное поведение собаки по розыску птицы. Пес явно различал старый и свежий след. И вот Дан замер в первой стойке перед густыми зарослями высокой травы. Выдержанная стойка мне понравилась: собака, уставив глаза в одну точку, дождалась пока хозяин к ней подойдет, и по команде сделала короткий бросок вперед. Из густых травяных зарослей тут же поднялась куропатка. Команда хозяина и корд удержали Дана от преследования птицы. Но собака и сама не проявляла особого интереса к улетающей куропатке, пес потянул носом в противоположную от нее сторону и, сделал несколько быстрых семенящих шагов, снова замер в стойке.
— Сейчас поднимется выводок, — шепнул мне Александр.
Так и произошло. Несколько куропаток, поднятых собакой, разлетелись веером.
Дан еще дважды делал стойки по куропатке. При этом он не только обнюхивал след на земле, но и подымал голову против ветра, втягивая носом воздух над травой. Я сказал Александру, что пес работает верхним чутьем. В завершение нашей утренней прогулки собака подняла коростеля. Потянув в сторону птицы, собака, не останавливаясь на стойку, засеменила, вихляющей из стороны в сторону походкой.
— Коростель, — сказал Александр, — Дан уже знает эту птицу.
Через пару секунд в метре перед Даном из травы выпорхнула небольшая птица. Не выдержавший преследования коростель медленно полетел над травой, вытянув назад свои выпрямленные ноги.
Мы возвращались к машине вдоль реки, когда солнце уже показалось над лесом, и, съедая туман, открывая дали. Рыбаки, сидящие на берегу, с интересом провожали нас взглядом. Эта короткая прогулка в полной мере показала, что Дан, преодолев подростковый возраст, повзрослел и состоялся как охотничья собака. Безалаберность и детские шалости ушли в прошлое. Теперь это настоящий помощник охотника. Идя к машине, мы обсуждали и анализировали поведение и работу Дана, а я вместе с этим представлял себе мысленно, сколько интересных моментов на охоте ждет Александра с таким помощником. Бесспорно, его охотничья тропа теперь станет не только богата впечатлениями, но и удачлива.